Несмотря на казахстанское гражданство, глава фонда «Самрук-Казына» Тимур Кулибаев имеет все шансы быть избранным в новый состав Совета директоров российского газового холдинга «Газпром», полагают эксперты.
«Сам факт официального упоминания Кулибаева в составе кандидатов в члены Совета директоров ОАО «Газпром», несмотря на его казахстанское гражданство, дает основание полагать, что он будет избран», — сказал Андрей Чеботарев, директор казахстанского Центра актуальных исследований «Альтернатива».
Вероятно, этот вопрос обсуждался и был принципиально решен на уровне президентов Казахстана и России, считает он. «А если политическое решение по данному вопросу уже было принято, то акционерам «Газпрома» останется только оформить его в соответствии с внутренними нормами этой компании».
Совет директоров «Газпрома» на заседании в среду утвердил список кандидатов в свой новый состав, среди которых оказался и председатель правления казахстанского холдинга по управлению госактивами «Самрук-Казына», зять президента Назарбаева Тимур Кулибаев.
Несколькими днями ранее глава «Газпром» Алексей Миллер заверил журналистов: «Иностранцы не могут быть представителями государства в Совете директоров».
Чеботарев не исключает, что заинтересованные зарубежные деловые круги ранее предпринимали попытки провести в Совет директоров «Газпром» своих людей. Миллер же своим заявлением мог просто дать понять, что эти старания напрасны.
«Хотя Тимур Кулибаев тоже подпадает под категорию «иностранец», в его отношении, видимо, сделано исключение, — сказал Чеботарев. — Одним из серьезных аргументов здесь может быть участие Казахстана и России в Таможенном союзе». В крайнем случае, по его словам, глава «Газпром» может уточнить, что имел в виду граждан стран дальнего зарубежья.
Были предположения, что в Совет войдет экс-канцлер Германии Герхард Шредер, пишет РБК daily. Список кандидатов, утвержденный в среду, будет представлен акционерам для утверждения на внеочередном собрании 30 июня. Изначально список кандидатов в новый состав Совета директоров был утвержден в феврале. Однако президент России Дмитрий Медведев в конце марта поручил заменить чиновников в советах директоров госкомпаний, работающих в конкурентной среде, на независимых директоров.
Новыми лицами в утвержденном списке кандидатов, помимо Кулибаева, стали ректор российского Государственного университета нефти и газа Виктор Мартынов и ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы Владимир Мау.
Российские аналитики предполагают, что вхождение Кулибаева в Совет директоров будет выгодно «Газпром» — одной из крупнейших энергетических компаний в мире.
Аналитик ИФД «КапиталЪ» Виталий Крюков полагает, что Тимур Кулибаев интересен «Газпром», в первую очередь, как человек, обладающий большим влиянием в нефтегазовом секторе Казахстана. Кулибаев является председателем Совета директоров государственного нефтегазового гиганта «Казмунайгаз». Он также руководит Советом директоров одной из ведущих уранодобывающих компаний мира «Казатомпром», национальной железнодорожной компании «Казахстан темир жолы» и электроэнергетического холдинга «Самрук-Энерго». Журнал Forbes оценивает состояние Кулибаева в 1,3 млрд. долларов.
«Казахстан является крупным транзитером среднеазиатского газа, и в последнее время он переориентировал свои газовые интересы в сторону Китая, что и вызвало опасения «Газпром», так как этот газ действительно может стать его конкурентом», — цитирует РБК Крюкова.
Начальник отдела инвестанализа инвестиционной группы «Универ Капитал» Дмитрий Александров полагает, что для «Газпром» это возможность вернуть свои выгодные позиции в Средней Азии. По его словам, себестоимость добычи газа в Казахстане ниже, и он для китайских потребителей, по сравнению с газпромовскими, стоит дешевле — около 180 долл. за тысячу кубометров, пишет РБК.
По мнению Чеботарева, начало строительства в декабре прошлого года магистрального газопровода Бейнеу-Бозой-Шымкент и подготовка к строительству третьей ветки казахстанского участка транснационального газопровода Туркменистан-Узбекистан-Казахстан-Китай способны увеличить в будущем объемы поставок центрально-азиатского газа Пекину.
«Поскольку же ряд соответствующих сделок с китайскими компаниями был заключен не без, пусть даже косвенного, участия Тимура Кулибаева, то теперь Москва хочет переориентировать его в свою пользу», — сказал Чеботарев.
Среди действующих проектов, в которых «Газпром» понадобится поддержка Кулибаева, эксперт выделил деятельность ТОО «КазРосГаз», являющегося совместным предприятием «Газпром» и национальной компании «КазМунайГаз».
В деле расширения активов в Казахстане наблюдается определенный интерес ОАО «Газпром нефть», дочернего предприятия «Газпром», к приобретению контрольного пакета акций Павлодарского нефтехимического завода, сказал Чеботарев.
Однако 11 мая министр нефти и газа Казахстана Сауат Мынбаев заявил о том, что Казахстан не планирует продавать ПНХЗ.
«В связи с этим «Газпром» может попытаться договориться с Кулибаевым о его поддержке в приобретении компанией «Газпром нефть» хотя бы некоторой части акций данного завода», — сказал Чеботарев.
Активность Китая на газовом рынке Центральной Азии и сложные взаимоотношения Туркменистана и России снизили возможности «Газпром» в регионе. Первоначально компания планировала закупить 38,8 млрд. кубометров газа у Астаны, Ашхабада и Ташкента, затем сократила эти цифры до 35 млрд. кубометров, привел данные Чеботарев.
«Поэтому можно предположить, что «Газпром» намерен поправить свои дела в Центральной Азии за счет Казахстана, — сказал он. — В целом же, следует ожидать увеличения уровня взаимодействия двух стран именно в сфере добычи, переработки и экспорта газа. Кто из них выиграет в этом больше, покажет время».
«Trend», 2.06.2011 г.
Елена Остапенко