Выступление президента РК Нурсултана Назарбаева 1 сентября этого года на открытии 5-й сессии действующего парламента 4-го созыва ознаменовалось обозначением им четырех блоков законотворческих задач для депутатского корпуса. Фактически же глава государства определил здесь на ближайшую перспективу политическую повестку дня.
Парадоксально, но самым важным моментом рассматриваемого события стало не столько то, что имело место в его рамках, сколько то, чего не произошло. А именно – возможного роспуска Мажилиса Парламента и последующего объявления досрочных выборов его нового созыва, чего ожидали многие политики и эксперты. Хотя этому есть вполне аргументированное объяснение.
Очевидно, что у руководства республики на первом месте сейчас стоят вопросы празднования 20-тилетия Независимости Казахстана. Поэтому для него было бы весьма нелогично отвлекаться от их решения и распылять свои силы и ресурсы на досрочные парламентские выборы. К тому же острой необходимости в их проведении в этом году не наблюдается. Немаловажно и то, что сами депутаты Мажилиса при поддержке сенаторов фактически подстраховались от такого вероятного развития ситуации, выступив прошедшим летом с инициативой разработки и принятия Декларации 20-летия Независимости Казахстана. В результате глава государства поддержал эту инициативу, а сама декларация, согласно заявлению спикера Мажилиса Урала Мухамеджанова, будет принята на совместном заседании палат парламента, видимо, накануне знаменательной даты.
При любом раскладе данная сессия в работе действующего созыва законодательного органа является последней. При этом президент отметил, что следующий состав депутатского корпуса нижней палаты парламента «будет, как минимум, двухпартийным». С одной стороны, он исходит из законодательства о выборах, гарантирующего прохождение в Мажилис вместе с партией-победителем хотя бы одной партии. С другой стороны, в данных словах главы государства вполне может быть заложена официальная установка относительно того, каким по своему партийному составу должен быть новый созыв Мажилиса.
В любом случае властям остается определиться с потенциальным «спарринг-партнером» для НДП «Нур Отан». Пока что на роль такового наиболее всего подходит ДПК «Ак жол». Однако, окончательное решение «Ак Орды» по данному вопросу, скорее всего, будет принято ближе к предстоящим парламентским выборам. Причем не исключено, что настроение в «верхах» к этому времени может измениться в пользу представительства в парламенте, не двух, а трех-четырех партий с учетом современного состояния партийно-политического спектра республики.
Что касается приоритетных задач, которые напоследок предстоит решить депутатам Мажилиса, то первоочередной из них является формирование законодательных норм, стимулирующих инновационный процесс, особенно в приоритетных отраслях. Таким образом, стратегическая линия руководства Казахстана, обусловленная признанием в процессе реализации официального политического курса приоритетности мер социально-экономического характера над политическими, продолжает оставаться неизменной.
В контексте соответствующего блока законотворческих задач парламентариям предстоит рассмотреть и принять, в частности, проекты законов о государственной поддержке индустриально-инновационной деятельности, об энергосбережении и повышении энергоэффективности, о регулировании банковской деятельности и финансовых организаций в части минимизации рисков, о проектном финансировании. Кроме того, президент поручил правительству и парламентариям подготовить законопроекты, формирующие правовую базу реализации программы «Народного IPO», а также устанавливающие запрет на проведение соответствующими органами плановых проверок новых субъектов бизнеса на срок до 3-х лет с момента их регистрации. Наконец, парламенту предстоит рассмотреть и принять республиканский бюджет на 2012-2014 гг.
Второй блок задач ориентирован на законодательное обеспечение дальнейшей социальной модернизации. Важной из них представляется совершенствование Трудового кодекса в направлении создания баланса интересов всех участников трудовых отношений – работников, работодателей и государства. Возможно, что соответствующие меры являются реакцией руководства республики на рост забастовочного движения рабочих нефтедобывающих предприятий Мангистауской области. После череды жестких силовых мер в отношении бастующих рабочих и их лидеров, принятых местными властями, центральная власть, похоже, решила теперь заявить о себе в качестве арбитра между противостоящими сторонами. Хотя, скорее всего, акцент в новых нормах трудового законодательства будет сделан на ограничении прав работников предприятий, причем подконтрольных государству и субъектам квазигосударственного сектора, на проведение забастовок и иных акций протеста и объединение в независимые профсоюзы.
Изменения и дополнения ожидаются также в законодательство об образовании и науки. Они, в частности, должны будут закрепить принципы подушевого финансирования учреждений образования и государственно-частного партнерства в сфере образовательных услуг, создать правовые условия для развития системы гарантирования образовательных кредитов и рынка интеллектуальной собственности.
В целом, правовая база образования и науки, согласно поручению главы государства, должна быть приведена в соответствие с международными стандартами. В то же время без кардинального решения вопроса относительно расширения и бесперебойного функционирования системы «социальных лифтов», способной обеспечить гражданам, получившим хорошее образование, достойное применение своих знаний в различных сферах жизнедеятельности общества и государства, улучшение системы образования не будет иметь большого смысла.
Третий и четвертый блоки задач, поставленных перед парламентариями, носят уже политический характер. Приоритетными из них являются те, которые связаны с расширением законодательной основы реформы правоохранительных органов и системы правосудия. Судя по всему, помимо продолжения объявленной президентом еще в прошлом году реформы правоохранительной системы эти задачи призваны усилить соответствующие органы для борьбы с современными вызовами, включая проявление вооруженного экстремизма и терроризма и частые попытки групповых побегов заключенных из мест лишения свободы в некоторых регионах страны, и устранить ряд недостатков в их работе.
Данные задачи президент распределил по следующим направлениям:
1) усовершенствование уголовного и уголовно-процессуального законодательства в сфере борьбы с организованной преступностью;
2) укрепление судебной системы, включая принятие мер по повышению роли местных судов, расширению надзорных функций Верховного суда, упрощению судебного процесса и устранению неоправданной волокиты в практике правосудия;
3) принятие новой редакции закона «О национальной безопасности» и закона «О специальных государственных органах»;
4) расширение антикоррупционного законодательства.
В то же время представляется, что помимо противодействия угрозам национальной и общественной соответствующие меры также призваны обеспечить поддержание нужного главе государства баланса внутри правящей элиты, включая возможную нейтрализацию так или иначе «проштрафившихся» перед ним высокопоставленных персон посредством новой волны антикоррупционной кампании.
Наконец, руководство страны решило навести порядок в таких важных сферах, как религия, информация и неправительственный («третий») сектор. В первом случае парламенту предстоит принять закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», который призван заменить давно уже не отвечающий требованиям текущего момента закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях». Правда, с учетом наблюдаемых только за последний год неоднозначных и даже тревожных процессов и тенденций в данной сфере, с одной стороны, и усиление государственного регулирования этой сферы, включая создание Агентства по делам религий, с другой стороны, следует ожидать, что новый закон будет жестче действующего.
В сфере массовой информации будет рассмотрен и принят закон «О телерадиовещании», направленный, видимо, не столько на развитие теле- и радиоканалов, сколько на усиление информационной безопасности республики. Не случайно, кстати, что данное направление государственной политики было поднято Нурсултаном Назарбаевым 12 августа на неформальном саммите Организации Договора о коллективной безопасности. Что же касается НПО, то здесь ожидается усиление правовых норм их взаимодействия с государством. Хотя, что именно предполагает такое «усиление» — увеличение уровня государственного контроля за деятельностью НПО или предоставление им каких-либо новых стимулов со стороны государства, этот вопрос пока остается не ясным.
Таким образом, парламентариям и особенно мажилисменам до ожидаемого в 2012 году прекращения их полномочий есть чем заняться. При этом задачи политического блока вполне вписываются в те направления политической модернизации, которые президент обозначил еще в апреле в своей иннаугурационной речи. В данном случае речь идет об обеспечении эффективности судебной системы, ужесточении мер по искоренению коррупции и созданию системы ответственных и свободных СМИ.
Вместе с тем за рамками выступления главы государства перед парламентариями остались такие, еще более масштабные направления политических реформ, как расширение полномочий парламента, ответственности правительства, совершенствование выборного процесса, развитие эффективной многопартийности, децентрализация власти и делегирование полномочий регионам. Хотя сам он фактически объяснил это своими словами о том, что новый этап в развитии «нашей молодой демократии» начнется после проведения будущих парламентских выборов и формирования как минимум двухпартийного Мажилиса Парламента. Так что и обществу, и самой власти снова остается ждать.
Андрей Чеботарев