Вопрос понимания

Дата

Вопрос понимания

(полная версия интервью директора ЦАИ Альтернатива» Андрея Чеботарева обозревателю газеты «Аргументы и факты Казахстан» Юрию Киринициянову, опубликованного в «АиФ Казахстан» № 38 от 21.09.2011 г.)

Андрей Евгеньевич, только что под эгидой вашего центра состоялся разговор на тему «Актуальные вопросы государственной политики в Казахстане». Открывая мероприятие, один из модераторов, кандидат политических наук Ерлан Саиров сделал эпатирующее заявление. Дескать, казахи ничего не выгадали за 20 лет независимости. Этот пассаж, к сожалению, задал тон всей встрече. Как вы думаете, почему сегодня на авансцену политической и общественной жизни выходят представители казахской интеллигенции, уверенные в том, что им чего-то «недодали»?

— В данном случае представителей именно казахской общественности можно разделить на две группы. Одни искренне переживают за то, что довольно большая часть их сограждан живет в своей стране не лучшим образом. Правда, данные проблемы лежат в социально-экономической плоскости, что особенно наблюдается в сельской местности. И здесь в большей степени нужно пенять государству. Другие же пытаются набрать как можно больше политических очков, делая ставку на откровенно искусственную политизацию вопросов языка, культуры и истории казахского этноса. Им выгодно излишне драматизировать ситуацию и представлять свой народ в качестве некой жертвы. При том, что Казахстан уже 20 лет ни от кого не зависит, а государственный статус казахского языка является бесспорным. Тем самым эти люди недооценивают достижения исторического прошлого и современного развития своего же народа.

В целом, активизация национал-патриотов в Казахстане практически совпала по времени с финансово-экономическим кризисом, в условиях которого обострились многие социально-экономические и этносоциальные проблемы общества, не нашедшие адекватной реакции со стороны ни властей, ни действующих партий. На руку им сыграли также некоторые издержки внешней политики нашей страны, связанные с ее отношениями с Россией и Китаем.

Но в одном с нашими друзьями-казахами нельзя не согласиться. Они правы, когда заявляют, что русские сограждане неохотно учат государственный язык. На ваш взгляд, почему это происходит? Есть ли выход из сложившейся ситуации?

— Тут надо ставить вопрос шире: не о русских, а о русскоязычных гражданах в целом. Включая корейцев, немцев, поляков и т.д. А также и казахов, которые не владеют в полной мере родным языком. Конечно, у каждого из них есть свои индивидуальные причины не учить казахский язык. Но, если смотреть системно, то, во-первых, немало людей занято там, где он откровенно не востребован. А им больше, видимо, и не надо. И дело здесь не столько в этих людях, сколько самой среде. Даже если сейчас полностью перевести работу госаппарата на казахский, то языком бизнеса, сферы услуг и досуга он моментально не станет.

Во-вторых, свое влияние, особенно на молодежь, оказывают глобализация, Интернет, социальные сети и т.п. Многие люди сегодня буквально живут в интернет-пространстве, знакомятся и общаются с другими по всему миру, играют во всевозможные онлайн-игры. Поэтому они отдают здесь предпочтение русскому или английскому языкам.

В-третьих, отдельная и большая тема – обучение казахскому языку в системе образования. По своему опыту могу только сказать, что в советское время в школе данный предмет преподавали на много лучше, чем в некоторых вузах уже в годы независимости.

В-четвертых, сейчас фактически нет полноценной культурной основы, стимулирующей интерес к знанию казахского языка. Например, среди произведений литературы и киноискусства времен независимости очень мало тех, которые могут равняться с созданными в советское время шедеврами. В связи с этим люди предпочитают читать и смотреть российское, западное, арабское и т.д. Соответственно этому выстраивается и мышление.

И это далеко не весь перечень факторов, из-за которых не владеющие государственным языком граждане не учат его. Предложений по изменению этой ситуации тоже немало. Но на первое место надо ставить повсеместное обучение казахскому языку с яслей и детсадов. Самое главное, что языковой вопрос надо решать конкретными практическими делами, а не эмоциями, и при этом нужно понимать, что принцип «все и сразу» здесь не подходит.

По мнению Ольги Алтынбековой, доктора филологических наук, профессора КазНУ им. аль-Фараби, сфера применения казахского языка неуклонно расширяется. Она подтвердила это цифрами. Однако эта положительная динамика не убеждает национал-патриотическую общественность. Попытка диалога между двумя частями казахстанского общества превращается в «выяснение отношений». Какие «правила игры» следует соблюдать, чтобы диалог был более продуктивным?

— Это вопрос больше морально-нравственного и психологического содержания. Самое главное здесь уметь проявлять уважение к высказыванию другими людьми своего мнения, уметь выслушивать своих собеседников, даже если они говорят на другом языке, и никоим образом не переходить на личности. Мне часто приходится участвовать в различных обсуждениях актуальных, в том числе и этноязыковых, вопросов развития Казахстана. Поэтому могу с уверенностью сказать, что, даже при крайне противоположных позициях участников, полноценный и нормальный диалог будет всегда там, где нет всплеска эмоций и негатива

Национализм – будем откровенны – присутствовал и в СССР. Но тогда от него существовали весьма эффективные «прививки» — пионерская организация, комсомол, коммунистическая партия. У сегодняшней молодёжи таких прививок нет. Давайте подумаем, что может быть стать «прививкой от национализма» в новых условиях?

— У нас действует Доктрина национального единства Казахстана. Однако в процессе обеспечения этого единства следует исходить не только из этнического, но и всей палитры социального, политического, культурного и иного многообразия современного казахстанского общества. В первую очередь, надо создавать условия для преодоления социального расслоения и неравенства, улучшения качества жизни граждан независимо от их этнической и иной принадлежности. Тогда будет происходить сужение и проявлениям национализма.

Еще одной из важных системных мер в этом отношении должно стать разработка и принятие Концепции этнонациональной политики Республики Казахстан, определяющей общие подходы, направления и механизмы государственной деятельности в сфере межэтнических отношений. При этом данную политику нужно проводить на основе объективной и сбалансированной оценки ситуации в рассматриваемой сфере. А эта оценка, в свою очередь, должна быть свободна от двух крайностей: однобокости официальной пропаганды и нагнетания мнимых угроз межэтническому согласию.

Парадокс: русский язык не является в Казахстане государственным, ни официальным. Однако Конституция гарантирует: «Наравне с казахским в государственных учреждениях и органах местного самоуправления официально употребляется русский язык». Именно эта, седьмая статья в Конституции подвергается нападкам. На ваш взгляд, пойдут ли власти Казахстана на новую формулировку этой статьи?

— Пока серьезных оснований для этого у руководства страны нет. К тому же нельзя не вспомнить выступление главы государства в апреле этого года на 17-й сессии Ассамблеи народа Казахстана, когда он потребовал от чиновников не допускать определенных «перегибов» в вопросах соблюдения законодательства о языках. Наконец, есть четкая официальная установка о том, что к 2020 году государственным языком должны будут овладеть не менее 95% казахстанцев. С учетом этой установки, с одной стороны, и приверженности главы государства идеи трехъязычия, с другой стороны, менять указанную статью Конституции нет смысла. Тем более, что это автоматически не приведет к повышению уровня распространения казахского языка в стране.

В общем хоре сторонников и противников печально знаменитого «письма 138» не слышно представителей Ассамблеи народа Казахстана. Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы эта организация превратилась в по-настоящему активную и жизнеспособную организацию?

— Должны быть серьезно расширены права и полномочия АНК и ее членов в вопросах формирования и реализации политики в области межэтнических отношений и осуществления контроля за деятельностью соответствующих государственных органов. А в перспективе АНК следует вывести из-под юрисдикции и контроля со стороны исполнительной власти, а также изменить порядок ее формирования на основе самостоятельного избрания ее членов соответствующими национально-культурными организациями.

Один из выступающих на заседании «круглого стола» заявил, что одной из причин массовой эмиграции русских из Казахстана в середине девяностых была жесткая языковая политика руководства страны, которое не согласилось предоставить русскому языку статус второго государственного. Не прогнозирует ли экспертное сообщество новой волны русской эмиграции?

— Эмиграция русских из Казахстана в 1990-х гг. была обусловлена больше социально-экономическими и психологическими факторами. Этноязыковые вопросы же здесь если и играли свою роль, то весьма небольшую. Конечно, эмиграционные настроения среди русских казахстанцев присутствуют и сейчас, но они не носят такого массового характера, как в те годы. Если что-то существенное и сможет повлиять на очередной их исход из республики, то, думаю, только серьезная дестабилизация, сопровождаемая угрозами межэтнических столкновений. Вероятность же таковой не исключена в случае смены верховной власти и обострения соперничества между ведущими группами влияния в правящей элите за эту власть. Однако, это все пока находится на уровне гипотезы, которая не обязательно сможет стать реальностью.

Помимо обеспечения руководством страны относительной стабильности, в том числе в сфере межэтнических отношений, русских граждан также успокаивает движение по нарастающей взаимодействия Казахстана с Россией, особенно в рамках Таможенного союза. Причем в саму Россию стремятся уехать далеко не все здешние русские, в основном из-за отсутствия перспектив в потенциально новом месте жительства.

Кстати, хотя я и сам русский, но чувствую себя в Казахстане очень хорошо. Несмотря на все неоднозначные социально-политические перипетии последнего времени. А в Россию езжу только по работе или в гости к родственникам и друзьям. По большому счету, политика здесь если и играет, то не первостепенную роль. Думаю, что людям любых национальностей нужно уметь мыслить максимально позитивно, иметь собственное достоинство и т.п. Образы жертв и ущемленных здесь абсолютно не нужны. Об этом, к примеру, хорошо пишет в своих многочисленных книгах российский психолог Анатолий Некрасов. Так что социальное самочувствие и самореализация каждого человека зависят в первую очередь непосредственно от него самого. Но это уже тема для отдельного разговора.

ЦАИ «Альтернатива», 22.09.2011 г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Поделиться

Подписаться

spot_img

Популярное

Интересное
Похожее

Политика Европейского Союза в Центральной Азии: основные тенденции и ожидания на 2025 год

С 2019 года отношения между Европейским Союзом и странами...

Общенациональные ценности Казахстана: особенности и перспективы развития

Казахстанским институтом общественного развития издан аналитический доклад «Общенациональные ценности:...

Казахстан-2025: официальная политическая повестка обозначена

В своем интервью газете «Ана тілі» президент Казахстана Касым-Жомарт...

Some potential challenges for the Republic of Kazakhstanin the new year might be worth considering

The current turbulence of world development, which is perhaps...