Президент РФ Дмитрий Медведев предложил нынешнему премьер-министру Владимиру Путину баллотироваться в президенты и заявил, что сам пойдет работать в правительство, передает РИА «Новости».
«С учетом предложения возглавить список партии, заняться партийной работой и, при удачном выступлении на выборах, моей готовности заняться практической работой в правительстве я считаю, что было бы правильным, чтобы съезд поддержал кандидатуру председателя партии Владимира Путина на должность президента страны», — сказал Медведев, выступая на съезде «Единой России».
Андрей Чеботарев, директор центра актуальных исследований «Альтернатива»:
— Очевидно, что в постсоветском пространстве на фоне несменяемости глав одних республик и, наоборот, смены президентов других в результате «цветных революций» российская «тандемократия» олицетворяет собой достаточно эффективный вариант обеспечения преемственности верховной власти и политического курса в целом при неизменности и соблюдении конституционных норм.
Вместе с тем это, безусловно, политтехнология. Причем она не нова. Например, в свое время бывшие диктаторы некоторых латиноамериканских стран правили при формальном наличии лояльных и подконтрольных им президентов, сами занимая при этом второстепенные должности в госаппарате. Другое дело, что в России данный сценарий был усовершенствован с учетом сложившегося баланса сил внутри правящей элиты этой страны, а также демонстрируемой российскими властями приверженности по отношению к демократии и ее ценностям.
Ожидаемое возвращение на пост президента РФ Владимира Путина станет вполне закономерным событием в российских социально-политических реалиях, тем более что серьезного сопротивления этому ни со стороны других элитных групп влияния, ни со стороны разрозненной и в силу этого все более ослабевающей оппозиции ожидать не приходится.
При очередном восшествии Путина Россию, скорее всего, ожидает дезавуирование некоторых сравнительно либеральных результатов политики Дмитрия Медведева. В любом случае нового передела властных и экономических ресурсов российской элите не избежать. В связи с этим помимо естественных кадровых изменений не исключены также и новые «чистки» среди бизнес-элиты страны. Традиционная путинская жесткость даст о себе знать и в сфере внешней политики России.
Хотя, с другой стороны, за время пребывания во главе правительства политический стиль Владимира Путина претерпел определенные изменения, поэтому его вероятное новое президентство вряд ли будет максимальным копированием официального политического курса 2000–2008 годов.
В целом все будет зависеть от тех подходов Путина, с которыми он пойдет к своему возможному правлению. Либо это будет своего рода реванш после вынужденного пребывания на вторых ролях, что чревато усилением автократических тенденций. Либо не исключен пересмотр отдельных прежних стилей и методов руководства, в том числе с точки зрения сохранения определенных достижений своего предшественника. Пока же ряд факторов дают основание утверждать о преобладании первого из этих подходов.
«Exclusive», 24.09.2011 г.