Ровно двадцать лет (с 1883 по 1903 год) облик города Верного формировал архитектор-француз Поль Базиль Гурдэ. По некоторым данным француза звали Поль Луи Станислас Гурдэ, а на русский манер иностранца «перекрестили» Павлом Васильевичем. Многие архитектурные решения и находки Гурдэ и сформировали облик Алматы – того, который мы знаем и любим сейчас: современный, по-европейски элегантный город в Азии.
Эти сведения нельзя назвать какими-то уникальными, извлеченными из древних редких архивов. Достаточно заглянуть чуть дальше и глубже данных, предоставленных интернет-энциклопедиями. Скорее всего «уникальными» и «малоизвестными» этот факт делает непонятное равнодушие нас, алмаатинцев к истории собственного города. Есть имена-бренды, имена-легенды, любимцы столь же поверхностной прессы — например, архитектор Зенков, которому сегодня принято приписывать авторство чуть ли не на все постройки деревянной Алматы. Вклад в формирование городского ландшафта отца и сына Зенковых, несомненно, велик. И главное, младший из Зенковых – Андрей стал основоположником сейсмического строительства в регионе.
Но, одаренный от природы, темпераментный и самозабвенно влюбленный в город и своё ремесло француз Гурдэ оставил не меньшее наследие. Он сделал самое важное, сформировал культуру градостроительства в южной столице, ее традиции. По оценкам исследователей, именно Павел Гурде придумал и воплотил неповторимую цветовую палитру города, когда стены, крыши, некие элементы общественных, жилых, культовых зданий раскрашивались в определенные тона. Этой традиции в центральной части Алматы придерживаются до сих пор. Гостей южной столицы часто восхищает удобное расположение улиц относительно гор: параллельно и перпендикулярно. По принципу нью-йоркских стрит и авеню. Это способствует не только удобной навигации, но и так важной для города, находящегося в предгорье, хорошей продуваемости. Кстати, многие еще помнят, что улицы, идущие по направлению к горам, назывались «линиями». Так вот, эту европейскую идею на азиатском ландшафте воплотил архитектор-француз.
Биография зодчего — построенные им здания…
Поль Гурдэ родился в Бургундии. Получил инженерное образование. Закончил Императорский лицей Ниевра, Дижонскую академию и Императорскую школу профессий и искусств Шалон-Марн. Был женат на землячке Марии Равизэ, но детей у пары не было. В 1870 году принял российское гражданство и с 1875 года постоянно проживал в Верном. В начале своего пребывания в Жетысу занимался педагогической деятельностью – давал уроки французского языка, в том числе и детям губернатора Колпаковского. Еще будучи преподавателем, на общественных началах помогал обустраивать здание женской гимназии, где проявил себя высококлассным специалистом строительного дела.
В первый же год своего пребывания в Верном Гурдэ принял участие в конкурсе на лучшее освещение города и победил, обойдя маститых архитекторов Туркестанского края. Наблюдательный иностранец подметил как освещают юрты местные жители. Казахи пользовались древним способом: в сосуд, наполненный бараньим жиром, клали фитиль и поджигали его. Гурдэ применил к народному способу некоторые инженерные решения и придумал фонарь, способный освещать довольно пространную территорию – в 10-ти шагах от лампы можно было спокойно читать книгу.
Уже с 1883 года Павел Гурдэ становится городским архитектором. На этой должности он не только строит административные и жилые здания, но и занимается проектированием арычной системы города, принимает активное участие в строительстве моста через реку Или. Можно сказать, что к какому бы проекту не приступал зодчий — к каждому он подходил творчески и вдумчиво. Но, конечно, биография архитектора – это простроенные им здания. Католик Гурдэ тем не менее очень любил строить и проектировать православные храмы. В 1891 году зодчий спроектировал и построил здание детского приюта с домовой церковью, которая имеет пределы, освещенные в честь Благоверного Александра Невского и Равноапостольной Марии Магдалины. Здание, расположенное на пересечении улиц Кабанбай батыра и Наурызбай батыра (бывшие Калинина-Дзержинского) сохранилось до сих пор, ныне здесь расположен городской медицинский колледж. Сейчас трудно поверить, что когда-то над центральной частью, объединяющей правое и левое крыло возвышались четыре купола. Они были снесены в годы советской власти.
Сохранились еще два памятника деревянного зодчества, построенные Гурдэ. Это здание бывшего Министерства культуры, первое предназначение которого — городское училище (ул. Гоголя – 8 марта) и магазин тканей Кызыл-Тан на ул. Жибек Жолы (магазин купца Габдулвалиева). До последнего времени считалось, что авторство на эти постройки принадлежит Андрею Зенкову. Однако историку С.А. Урашеву в Государственном архиве удалось найти документы, свидетельствующие о том, что здания построил городской архитектор Гурдэ. Возможно, путаница связана с тем, что А. Зенков в более позднее время перестраивал некоторые элементы (крышу, козырьки над входами) магазина купца Габдулвалиева. Сей факт тем более удивителен, что при жизни обоих зодчих между ними были весьма натянутые отношения, которые стали причиной открытого конфликта и ухода с должности… Однако, об этом позже.
Что же касается главного шедевра Верного — Алма-Аты — Алматы – Вознесенского кафедрального собора, то молва опять же напрасно приписывает исключительное авторство все тому же Андрею Зенкову. Проект собора разрабатывался с 1896 по 1900 год группой архитекторов, где основным был Константин Аркадьевич Борисоглебский. Соавторами выступали: инженер-строитель Николай Наранович; городской архитектор Павел Гурдэ участвовал в разработке эскизного варианта; Епископ Паисий внес существенные предложения по устойчивости здания; областной военный инженер-строитель Андрей Зенков внес существенные дополнения, связанные с сейсмоустойчивостью и построил собор. Почему история стерла большинство имен – на то есть, видимо, и объективные и субъективные причины. Например, Константин Борисоглебский уехал из Верного еще до начала строительства собора. Ушел с должности и поселился в Петербурге и Павел Гурдэ. А отец и сын Зенковы в то время, напротив, набирали авторитет – один на должности областного архитектора, другой – на поприще главы городской Думы.
Не в каждой неприятности ищите женщину…
«П.В.Гурде являлся почетным гражданином Верного. Одна из улиц города -ныне Чокана Валиханова — носила его имя. Здесь, на перекрестке с улицей Гоголя, он жил (на месте дома теперь гостиница «Отрар») – повествует краевед и публицист Владимир Проскурин в книге «Очерки истории Алматы». Что же заставило верненского француза сказать любимому городу Au revoir? К 1900 году ситуация для Гурдэ изменилась – не стало его давнего почитателя генерала Колпаковского, сложились неприязненные отношения с Андреем Зенковым. «Вражда началась давно, еще в 1870-е годы с его отцом Павлом Зенковым. — пишет краевед Александр Лухтанов в книге «Верный и семиреченская область» — Тогда Гурдэ, будучи инженером строительного отдела, строго контролировал работы «свободного», недипломированного строителя… Теперь все было наоборот: имевший прекрасное инженерное образование Андрей Зенков, к тому же занимавший пост начальника Областного строительного отряда, мог контролировать деятельность городского архитектора, то есть Гурдэ…».
Выжил ли Андрей Павлович Павла Васильевича с должности, либо гордый Гурдэ, не выдержав придирок юноши, младше его на 17 лет, сам предпочел ретироваться — неизвестно. Не исключен факт и своеобразной профессиональной вендетты. Павел Гурдэ в 1902 году ушел с должности архитектора, а в 1910 году покинул Верный и до своей кончины жил в Петербурге. Однако, даже в северной столице России он оставался патриотом Верного, представляя интересы любимого города – главного дела своей жизни. Остается надеяться, что и город, нынешний Алматы, ответит взаимностью одному из первых своих создателей, и имя зодчего, извлеченное из забвения, станет всенародно известным и почитаемым там, где он жил и творил.
Ольга Гребенюк