Ответы директора Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрея Чеботарёва на вопросы ИАЦ МГУ

Дата

Ответы директора Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрея Чеботарёва на вопросы ИАЦ МГУ

1. Как Вы оцениваете итоги деятельности ЕврАзЭС?

— Хочу немного напомнить, как создавалось данное межгосударственное объединение. В 1995-1999 гг. была предпринята первая попытка создания Таможенного союза (ТС) с участием вошедших в него в разное время пяти постсоветских республик, включая Казахстан. Были подписаны всевозможные соглашения, созданы межгосударственные органы, принята известная программа «Десять простых шагов навстречу простым людям» и т.д. Однако в силу различных факторов образовать ТС в тот раз не получилось.

В этих условиях перед странами-участницами вырисовывались два возможных пути для выхода из сложившейся ситуации. Первый – поддерживать развитие данного интеграционного объединения в вялотекущем режиме при его номинальном существовании. Второй – упразднить его путем преобразования в другую межгосударственную структуру, действующую в качественно новом формате. В результате был выбран второй вариант, ознаменовавшийся в образовании 10 октября 2000 года на базе так и не созданного Таможенного союза Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Фактически произошло не столько движение вперед в процессе поступательного развития, сколько уход от неработоспособной структуры.

В рамках деятельности собственно ЕврАзЭС наиболее заметным событием стало слияние с ним в октябре 2005 года Организации «Центрально-Азиатское сотрудничество» (ОЦАС). Тем самым с политической карты постсоветского пространства ушло еще одно фактически неработающее межгосударственное образование. Затем в январе 2006 года к сообществу присоединился Узбекистан. Однако с позиции текущего момента можно сказать, что все это практически ничего не дало для дальнейшего развития ЕврАзЭС.

Так, выступая на проходившем 20 февраля 2003 года в Москве экономическом форуме ЕврАзЭС, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев отметил следующие проблемы функционирования сообщества: 1) отсутствие взаимодействия стран-участниц на мировых рынках, в частности, продовольствия и энергетики; 2) отсутствие скоординированной политики в транзитно-транспортной сфере; 3) снижение удельного веса взаимной торговли; 4) взаиморасчеты между странами-участницами в иностранной валюте; 5) недостаточное понимание остроты указанных проблем со стороны управленческих и бизнес-элит и отсутствие с их стороны необходимой инициативы (см. http://news.gazeta.kz/art.asp?aid=166216).

Практически страны-участницы столкнулись с теми же проблемами, от которых пытались уйти после неудачной первой попытки образования Таможенного союза. Следует также отметить принятие 16 августа 2006 года на неформальном саммите ЕврАзЭС в Сочи решения о разработке и последующем рассмотрении проекта Концепции эффективного использования водно-энергетических ресурсов Центрально-азиатского региона. Но, учитывая как остро стоит данный вопрос между центрально-азиатскими республиками, дальнейших шагов в этом направлении не последовало. Наконец, в октябре 2008 года приостановил свое участие в союзе Узбекистан.

Поэтому сложно вспомнить о каких-либо существенных достижениях в работе ЕврАзЭС. Тогда как всевозможные проблемы и провалы здесь налицо. С движением же России, Казахстана и Беларуси к созданию Таможенного союза, его последующим запуском и образованием затем Единого экономического пространства (ЕЭП) ЕврАзЭС фактически отошел на второй план. Можно даже сказать, что он стал своего рода промежуточным звеном от одной попытки создания ТС к другой.

2. Считаете ли Вы целесообразным сохранение ЕврАзЭС до образования Евразийского Союза?

— Поскольку на постсоветском пространстве развитие интеграционных процессов и создание соответствующих межгосударственных образований осуществляется не столько в экономических, сколько политических целях, то с этой точки зрения ЕврАзЭС себя уже исчерпал. Разве что он пока еще востребован странами–участницами ТС и особенно Россией как своего рода площадка для проведения переговорного процесса с пока неприсоединившимися к союзу Кыргызстану и Таджикистану, а также со странами-наблюдателями в лице Армении, Молдовы и Украины. Хотя думаю, что это продлится недолго. По крайней мере, 2014 год вполне может стать последним в истории ЕврАзЭС.

«ИАЦ МГУ», 11.11.2013 г. 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Поделиться

Подписаться

spot_img

Популярное

Интересное
Похожее

Казахстан-2025: официальная политическая повестка обозначена

В своем интервью газете «Ана тілі» президент Казахстана Касым-Жомарт...

Some potential challenges for the Republic of Kazakhstanin the new year might be worth considering

The current turbulence of world development, which is perhaps...

Каким ты был, год уходящий?

Наряду с постоянными нашими читателями есть у нас и...

Внешняя политика Республики Казахстан: вчера и сегодня

В номере III журнала «Россия и новые государства Евразии»,...