Евразийский экономический союз может получить доступ к главной мировой трибуне, благодаря статусу наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН. Ответ на отправленную ранее по этому поводу просьбу-заявку может быть получен в рамках юбилейной 70-й сессии ГА ООН. Там же ожидается выступление президента Казахстана Нурсултана Назарбаева как лидера страны, избранной вице-председателем Генассамблеи.
Статус наблюдателя при ГА ООН – это формальность, своего рода аттестат зрелости для любой международной организации, однако есть вероятность, что ЕАЭС могут помешать. Такое мнение высказали казахстанские политологи, экономисты и журналисты в ходе очередного заседания экспертного клуба «Мир Евразии».
— Многие известные региональные, межгосударственные организации обладают статусом наблюдателя, – отметил политолог Эдуард Полетаев. – Из известных нам – это, в первую очередь, ЕврАзЭС, чьим преемником стал ЕАЭС, а также ОБСЕ, ОДКБ, СВМДА, СНГ, ШОС.
Он пояснил, что ООН заинтересована в сотрудничестве с различными межгосударственными, региональными организациями, о чем было заявлено на предыдущей сессии Генассамблеи. Такое взаимодействие позволяет эффективнее решать ряд общих проблем. Примером может служить партнерство с Европейским союзом: ЕС осуществляет финансирование и участвует в ряде программ организации, в том числе, по снижению бедности, решению проблем климата, обеспечению населения чистой питьевой водой и других. Для евразийского интеграционного объединения, по словам Эдуарда Полетаева, статус наблюдателя означает не только более высокий уровень международной правосубъектности: «Снизятся страхи и опасения, которые возникали в некоторых умах при создании ЕАЭС». Ну и, наконец, появятся новые возможности в сфере экономического, культурного взаимодействия.
Генеральный директор консалтинговой компании «Алмагест» Айдархан Кусаинов считает, что статус наблюдателя дает возможность выступать сразу с двух трибун – от лица ЕАЭС и от лица каждой страны-участницы союза. Обретение искомого статуса он считает делом уже решенным, сравнив его с получением паспорта. По его мнению, вопрос в том, будут ли использованы возможности, который дает этот «паспорт».
— Существует немалая вероятность, что статус наблюдателя может существенно усилить позиции России в ЕАЭС, – предположил Кусаинов, считая, что наш северный сосед как раз и может воспользоваться двумя трибунами, в то время как наша республика удовольствуется одним лишь имиджевым бонусом от обретения более высокого статуса. – Поэтому нам нужно понять, каким образом Россия будет использовать этот «паспорт». Казахстану надо будет активизировать свою деятельность в ЕАЭС.
Между тем директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарёв полагает, что с рассмотрением заявки ЕАЭС в ООН могут возникнуть определенные трудности:
— В условиях идущей «войны санкций» между Россией и Западом вероятно, что рассмотрение на 70-й сессии ГА ООН соответствующей заявки по ЕАЭС не будет гладким. Среди представителей разных стран могут найтись те, кто потребует отказать союзу в предоставлении данного статуса. Например, та же Украина, рассчитывая на поддержку США, ЕС и т.д. Хотя, с другой стороны, поскольку статусом организации-наблюдателя в ГА ООН обладало бывшее Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), то вряд ли ЕАЭС получит в данном случае отказ. Разве что ему могут дать этот статус с определенными оговорками. К тому же тот факт, что Казахстан избран вице-председателем предстоящей юбилейной сессии ГА ООН (возглавит ее Дания), тоже дает основания надеяться на положительное решение рассматриваемого вопроса.
Политолог также убежден в том, что определенные возможности с рассматриваемым статусом ЕАЭС получит и надо только ими пользоваться правильно. Прежде всего, этот статус может стать одним из инструментов для диалога с ВТО:
— Ведь сейчас непонятно, ЕАЭС и ВТО – это партнеры или соперники? Не исключено также, что вторая из них будет пробовать контролировать ЕАЭС и воздействовать на него в своих интересах посредством усиления влияния на входящих в нее стран-участниц союза. Безусловно, что ЕАЭС также расширит возможности для взаимодействия с разными советами, комитетами и комиссиями ООН, включая Экономический и социальный совет. В общем, почему бы и нет. Вопрос лишь в умении и эффективности.
Вместе с тем, считает Чеботарёв, могут возникнуть определенные трения уже внутри самого ЕАЭС относительно того, кто именно будет представлять его в ООН, насколько здесь будут отражено коллективное мнение всех стран-участниц и т.д. Не ясно также, что от всего этого получит Казахстан и остальные страны, имея собственное представительство в ООН. В большей степени статусом наблюдателя ЕАЭС, скорее всего, воспользуется Россия с точки зрения дополнительного участия в разных структурах ООН, получения информации и т.д.
В целом, тенденции последних лет показывают, что вопрос о взаимоотношениях ООН с различными региональными организациями будет подниматься неоднократно. Что касается ЕАЭС, то определенные бонусы он обязательно получит, в том числе имиджевую составляющую. В любом случае в глазах международного сообщества данный союза будет более существенным, статусным, располагающим к сотрудничеству и договороспособным.
ОФ «Мир Евразии»