Недавно президент страны издал распоряжение о создании рабочей группы по вопросам перераспределения полномочий между ветвями государственной власти. Таким образом, можно предположить, что это станет началом долгожданных политических реформ. И, разумеется, это не может не вызывать вопросов о том, как будет протекать процесс изменения конфигурации властных полномочий. Эти вопросы мы и адресовали известным отечественным экспертам. А конкретно они звучали так:
1. Каковы Ваши ожидания от этой работы, то есть чего Вы ждете «на выходе»? И что это даст стране и гражданам Казахстана?
2. На Ваш взгляд, смогут ли планируемые изменения катализировать политическую активность общества?
3. Если бы Вас включили в рабочую группу, то какие конкретные меры в этом направлении Вы бы предложили (какие полномочия и кому передать)?
Андрей Чеботарёв, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива»:
1. Скорее всего, члены рабочей группы первоначально сосредоточатся на вопросах перераспределения полномочий между парламентом и правительством. Вместе с тем заявление вице-спикера Мажилиса Гульмиры Исимбаевой о том, что концепция соответствующих законодательных изменений будет готова уже в третьей декаде января, показывает неоправданно форсированный характер данной работы. Хотя, по-хорошему, следует тщательно изучить ряд зарубежных моделей соотношения аналогичных институтов верховной власти, выявить плюсы и минусы каждой из них, проанализировать возможности их применения в Казахстане и т.д. Кроме того, целесообразно изучить предложения разных политических партий по данному вопросу. В общем, речь идет о серьезной работе, требующей большего времени. Но если ее хотят завершить в сжатые сроки, то возникают сомнения относительно будущего результата.
Судя по всему, «на выходе» будут созданы определенные «заготовки» для проведения в будущем транзита президентской власти. При этом руководство страны может затянуть процесс выполнения данной работы. Скажем, сначала могут быть разработаны предложения, не требующие конституционных поправок и касающиеся отношений между парламентом и правительством. Затем на их основе будет подготовлен, обсужден и принят соответствующий закон. И после всего этого можно будет приступить к выработке поправок в Конституцию РК. В таком случае речь пойдет уже о преимущественно президентских полномочиях. Но даже с проведением
конституционной реформы вряд ли начнется автоматический переход данных полномочий в пользу парламента и/или правительства. Эти нововведения, вероятно, будут носить переходный характер и вступят в силу только при следующем президенте Казахстана.
В целом политический эффект предложений, подготовленных рабочей группой, будет зависеть, во-первых, от времени их воплощения в жизнь. Знаменитая ленинская фраза «Вчера было рано, завтра будет поздно» актуальна и для этого процесса.
Во-вторых, от принятия либо непринятия дополнительных мер по усилению парламента и правительства. Если эти органы оставить в нынешнем состоянии, то получение ими определенных полномочий станет формальным актом. Совсем иное дело, если конституционная реформа повлечет за собой переизбрание парламента на более конкурентной и многопартийной основе.
И, в-третьих, от готовности общества либо активно выразить свое отношение к процессу перераспределения полномочий между ключевыми институтами власти, либо оставаться безучастным зрителем очередной «игры элит».
2. Нельзя не вспомнить, что в 2007 году конституционные изменения пришлось обсуждать уже постфактум. Поэтому хотелось бы, чтобы подготовленные рабочей группой предложения по перераспределению властных полномочий были вынесены на всеобщее обсуждение до их принятия. В таком случае по ним смогут высказаться все заинтересованные лица. Еще более важно, каким образом власти будут принимать поправки в Конституцию РК. Если в этих поправках будут заложены новые «правила игры» – прежде всего для правящей элиты, то не исключено проведение референдума с целью придания им наибольшей легитимности.
Разумеется, власти сделают все, чтобы по максимуму провести выгодные им решения. Тем не менее обсуждение соответствующих мер и возможное проведение референдума способны внести заметное оживление в наш политический процесс. По крайней мере, все это позволит гражданам страны всерьез задуматься о перспективах дальнейшего развития Казахстана. И, в принципе, общественность уже сейчас может самостоятельно начать процесс обсуждения в СМИ, социальных сетях и на других всевозможных площадках, высказывая свои мнения и идеи по рассматриваемому вопросу.
3. Во-первых, отменить положение Конституции РК, предусматривающее обязательное положительное заключение правительства на разработанные парламентариями законопроекты. Тем самым правительство перестанет быть явным монополистом в законотворческой деятельности, а депутаты парламента получат хороший стимул для активизации своей работы.
Во-вторых, ввести практику и механизмы проведения парламентского расследования в отношении любых должностных лиц исполнительных органов, допустивших серьезные нарушения Конституции и законов.
В-третьих, установить четкие основания для роспуска президентом парламента. Например, одним из таких оснований может быть неспособность парламента предложить президенту кандидатуру на пост премьер-министра в определенный срок.
В-четвертых, отказаться от практики делегирования президенту законодательных полномочий.
Перечень предложений можно продолжить. Однако делать это есть смысл в том случае, если рабочая группа станет на время открытой дискуссионной площадкой по обсуждению оптимальных путей перераспределения властных полномочий между президентом, парламентом и правительством.
«Central Asia Monitor», 20.01.2017 г.
Кенже Татиля
Фото: http://akr58.ru