В воскресенье, 12 августа, в казахстанском городе Актау была подписана Конвенция о правовом статусе Каспийского моря, разрабатывавшаяся прикаспийскими государствами более двадцати лет. С ее подписанием многостороннее сотрудничество государств региона вступает в новый формат, считает Андрей Чеботарёв, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» (Казахстан).
Принятие конвенции дает возможность отдельным государствам региона – в частности Азербайджану, Туркмении и Ирану – прийти к решению вопроса о принадлежности спорных месторождений. Разумеется, для этого понадобится какое-то время. Но главное, что конвенция задает конкретные правила игры по ряду направлений и теперь все зависит от того, как будет развиваться сотрудничество в рамках подписанных странами региона соглашений.
Поскольку решен главный вопрос повестки дня, то можно активизировать сотрудничество и в экономическом русле, и по линии безопасности. Тем более соответствующее соглашение между странами давно действует, а на последнем саммите были подписаны новые документы: три протокола – о борьбе с терроризмом, с организованной преступностью и о взаимодействии пограничных ведомств.
Сейчас в Каспийском регионе каких-либо серьезных угроз не наблюдается. Но есть ряд давних проблем: борьба с браконьерством и нестабильное геополитическое окружение (проявления терроризма и экстремизма на Северном Кавказе, в Афганистане, соседствующем с Туркменистаном, риски проникновения экстремистов в Центральную Азию, включая Казахстан). Поэтому, конечно, следует принять какие-то меры. И сейчас у стран пятерки открываются возможности системно работать по реализации соглашения по вопросам безопасности и создать соответствующие рабочие группы.
Значение Конвенции о правовом статусе Каспийского моря выходит за рамки региона. Неопределенный статус Каспия препятствовал реализации проектов поставок газа из Туркменистана в Европу. Сейчас идет реализация проекта «Южный газовый коридор», который представляет собой сеть газопроводов. Уже строятся Трансадриатический и Трансанатолийский газопроводы. Строительство же Транскаспийского газопровода, перспектива которого сейчас стала более реальной, даст мощный сдвиг в реализации данного проекта. Однако сам Туркменистан ничего строить не будет, а Азербайджан, скорее всего, займет позицию транзитного государства. И, естественно, все будут ожидать инвестиций от заинтересованных европейских структур. Но готов ли к этому Евросоюз, пока трудно сказать.
Клуб «Валдай», 13.08.2018 г.
***
V саммит Прикаспийских государств: реальность и ожидания
В Актау завершился V саммит Прикаспийских государств, участие в котором приняли президенты Казахстана, России, Ирана, Азербайджана и Туркменистана. Итогом стало подписание Конвенции о правовом статусе, которая содержит детальный свод правил и обязательств по использованию акватории моря для прикаспийских стран.
По мнению политолога Андрея Чеботареёва, прежде всего, это важно для Казахстана тем, что проходивший именно на нашей территории саммит и подписание на нем долгожданной конвенции способствуют укреплению международного престижа страны. Ведь процесс разрешения многих вопросов по Каспию длился десятилетиями, еще с начала 90-х годов, и пять прикаспийских стран никак не могли прийти к согласию. Начиная с того, чем вообще считать Каспий – морем или озером, и заканчивая тем, как делить его акваторию, дно и недра.
«На сегодняшний день основные моменты по этому вопросу решены. Фактически главный «каспийский вопрос» снят с политической повестки дня и наступает возможность для развития пятистороннего регионального сотрудничества уже в конкретных сферах. То есть, если раньше в основном взаимодействие шло именно в рамках переговорного процесса по статусу Каспия, то теперь можно заниматься разными вопросами экономического характера, обеспечения безопасности и т.д. Тем самым достигнут нормальный уровень многостороннего сотрудничества уже без каких-то ерьезных спорных моментов»,– говорит А. Чеботарёв.
При этом политолог отметил, что Казахстан в разное время уже подписал с Россией, Азербайджаном и Туркменистаном отдельные соглашения по морским границам. Теперь же подписанная в ходе саммита конвенция позволяет закрепить эти границы и договора, достигнутые по данному вопросу между Казахстаном и соседями.
«Например, когда было подписано соответствующее соглашение с Россией, а потом с Азербайджаном, то Иран выражал возмущение, что надо бы сначала дождаться окончательного решения по вопросу, кому какие сектора моря принадлежат, и уже тогда обозначать границы. Теперь же все границы Казахстана на Каспийском море фактически закреплены данной конвенцией. Кроме того, для России, особенно в свете «войны санкций», было очень важным не допустить присутствия на Каспии вооруженных сил внерегиональных держав. Казахстан в связи с этим четко выразил свою позицию насчет транзита грузов из США и других стран, которые участвуют в военной коалиции под эгидой НАТО в Афганистане, и дал юридические гарантии, что все эти грузы перевозятся на коммерческой основе и носят невоенный характер. Поэтому какого-либо иностранного военного присутствия, в том числе в Актау, о чем не раз писали некоторые российские и другие зарубежные СМИ, не будет», – отметил А. Чеботарёв.
В общем, по мнению политолога, подписание этого документа позволило четко выстроить правила игры на Каспии и создать почву для разрешения большого пласта разных споров, требований и конфликтов. А те вопросы, что пока еще остаются, можно будет решать последовательно.
«Что касается Туркменистана и Азербайджана, то им нужно решить вопросы по спорным месторождениям между собой и с Ираном. На мой взгляд, то, что процесс достижения договоренностей по Каспию растянулся на 20 с лишним лет, во многом было обусловлено неспособностью именно этих трех стран договориться между собой. В принципе спорные территории между ними до сих пор остаются. Но теперь в рамках четкого определения общей доли моря для каждой страны, они могут между собой уже конкретно договариваться по данным месторождениям. Хотя это тоже потребует какого-то времени, и никто не говорит, что это произойдет завтра. Но, тем не менее, конвенция как бы сглаживает какие-то острые углы и дает этим странам возможность прийти к взаимоприемлемому соглашению», – резюмировал А. Чеботарёв.
«Zakon.kz», 13.08.2018 г.
Владимир Демидов
Фото: http://www.belta.by