Почти месяц прошел со дня публикации указа о создании НСОД. В социальных сетях прошла первая волна реакции на указ. Люди делились своими впечатлениями, предлагали кандидатуры. Затем всё стихло. Между тем экспертное сообщество считает, что в этот совет должны войти наиболее уважаемые люди, пользующиеся авторитетом, которые могли бы способствовать созданию диалога между властью и обществом. Прежде всего, по мнению экспертов, те, кто войдет в совет, должны помнить об ответственности, которая ложится на их плечи. Нужен ли такой совет и кто в него должен войти? На эти вопросы отвечает руководитель Центра актуальных исследований «Альтернатива», кандидат политических наук Андрей Чеботарёв.
– Насколько своевременно создание Национального совета общественного доверия, актуально ли оно?
– Создание этого совета, на мой взгляд, достаточно актуально. Речь здесь прежде всего идет о запуске определенного формата общения. Как показывает мировая политическая практика, соответствующий диалог, как правило, проводится при наличии следующих трех факторов. Во-первых, это волеизъявление руководства страны. Во-вторых, сильная и влиятельная оппозиция, к которой власти так или иначе прислушиваются. И, в-третьих, критическая ситуация в стране, требующая совместных усилий власти, оппозиции и других участников общественно-политической жизни для ее разрешения. Иначе говоря, должны быть стороны и конкретный предмет для обсуждения.
В нашем случае вновь избранный глава государства Касым-Жомарт Токаев такую заинтересованность имеет. В частности, в своей предвыборной программе и выступлении во время инаугурации он выступил за диалог между государством и обществом в интересах дальнейшего развития страны и на основе признания плюрализма мнений. Критическая ситуация выразилась в серии проявлений социальной и политической протестности, что наблюдалось во время прошедших президентских выборов. Вспомним и недавнее чрезвычайное происшествие в Арыси, и конфликт между местными и иностранными рабочими на Тенгизе. Кстати, устранение последствий арысской ситуации стало хорошим примером совместных усилий государства и гражданского общества. Разве что из трех названных факторов сейчас у нас нет сильной оппозиции. В то же время президент в одном из своих интервью высказался за диалог и со сторонниками, и с оппонентами правительства. С учетом всего этого НСОД рассматривается как серьезная диалоговая площадка.
– Андрей Евгеньевич, а кто, на ваш взгляд, должен войти в этот совет?
– Прежде всего, в нем должны участвовать руководители всех действующих партий, руководители или видные активисты общественных организаций, представители экспертного сообщества, лидеры мнений. Однако при введении в НСОД данных людей необходимо учитывать их репутацию, реальную работу в своих сферах с пользой для общества, готовность с той же отдачей работать в совете. Надо понимать, что им предстоит вырабатывать и представлять предложения по вопросам развития общества и государства, дискутировать, если надо, с представителями власти и другими членами совета и убеждать их в важности своих предложений. В общем, совет должен работать не ради обеспечения представительства видных людей, а в интересах их конструктивного взаимодействия между собой и совместной работы во благо общества и страны. В соответствии с этим и следует формировать его состав.
– С чего следует начать свою работу и в каком направлении совет должен двигаться?
– Понятно, что общую повестку работы НСОД должен задать сам глава государства. Хотя многое может дать здесь и обратная реакция со стороны самих членов совета. С учетом текущих настроений в обществе и их отражений на разных массовых мероприятиях, в соцсетях и масс-медиа думаю, что среди приоритетных будут поставлены вопросы совершенствования законодательства о выборах и мирных собраниях. Естественно, что далее речь должна идти о политических партиях, общественных объединениях и СМИ. Основная же деятельность совета, скорее всего, будет осуществляться в рамках рабочих групп по различным сферам и направлениям.
«Караван», 8.07.2019 г.
Айгуль Омарова
Фото: http://ru.zhambylnews.kz