В августе 2019 года прекратила свое существование Общенациональная коалиция демократических сил «Казахстан-2050», действующая под эгидой партии «Nur Otan». Она была создана в 2011 году в составе более 500 общественных организаций для поддержки официального политического курса. Помимо партии власти в нее также входили Демократическая партия Казахстана «Ак жол», Коммунистическая народная партия Казахстана, Народно-демократическая патриотическая партия «Ауыл» и политическая партия «Бірлік». В политической науке таковых называют «партии-сателлиты», от которых требуется только признание статус-кво доминирующей партии и действие в строго обозначенных властями рамках.
Завершение работы коалиции «Казахстан-2050» было обосновано созданием Национального совета общественного доверия при Президенте РК. Тем самым «Nur Otan» фактически передал Акорде эстафету в обсуждении различных важных вопросов развития страны, чем занимались участники коалиции на ее заседаниях. Одновременно с этим данное событие означает то, что «Nur Otan» и другие партии уже не являются политическими партнерами. В свою очередь, это предполагает определенную свободу действий партий-сателлитов в рамках конкуренции как с партией власти, так и друг с другом за влияние на умы казахстанцев и за депутатские мандаты в представительных органах власти всех уровней.
ДПК «Ак жол» во всем этом пошла дальше всех, в частности, инициировав рассмотрение законопроекта по вопросам легализации института парламентской оппозиции. Скорее всего, она претендует на этот статус, рассчитывая на получение определенного количества мест в новом созыве Мажилиса Парламента. Вместе с тем «Ак жол» пока не нашел четкую линию и уровень своего оппонирования. Основной акцент эта партия продолжает делать на защиту интересов частного бизнеса. В связи с этим она, к примеру, считает отдельные меры правительства по поддержке бизнеса в условиях борьбы с распространением коронавирусной инфекции COVID-19 недостаточными и предлагает расширить их.
Вместе с тем в текущих условиях ставка исключительно на субъектов предпринимательства, представляющих к тому же собой разнородную массу, может себя не оправдать. В связи с этим данная партия время от времени напоминает обществу о том, что она является последователем национально-освободительного движения «Алаш». В этот раз «акжоловцы» решили сыграть на поле национально-патриотических сил, подняв тему официального признания массового голода 1929-1933 гг. (Ашаршылық) в качестве геноцида казахов. Они также призвали использовать в процессе государственной политики Казахстана «принцип декоммунизации». Хотя идеологи ДПК «Ак жол» пока не прояснили, что именно они сюда вкладывают, наиболее всего данный призыв бьет сейчас по позициям «народных коммунистов». Тем самым «акжоловцы» стремятся повысить свой электоральный рейтинг за счет вероятного снижения такового отнюдь не у «Nur Otan», а у КНПК.
КНПК, в свою очередь, демонстрирует обществу, что она является достаточно современной организацией, идущей в ногу со временем. В этой связи она запустила новый официальный сайт (https://comparty.kz) и онлайн систему «E-Party.kz». Последняя, судя по всему, представляет собой новый механизм коммуникации как внутри самой партии, так и между ней и потенциальными сторонниками. В условиях продолжающегося карантина и социальной дистанции использование этой системы вполне может дать определенные результаты. В пользу этой партии также играет ее позиционирование с акцентом на ценности социальной справедливости и интернационализма. Другое дело, что КНПК уже может не вписываться в предвыборные внутриэлитные расклады или планы Акорды. В таком случае ее перспективы сохранить за собой статус парламентской партии представляются весьма туманными.
НДПП «Ауыл» практически не присутствует в информационном поле Казахстана. Да и деятельность председателя партии, сенатора Али Бектаева слабо видна на фоне его некоторых коллег в верхней палате парламента. Однако его встреча с президентом РК Касым-Жомартом Токаевым в декабре 2019 года дает основания предполагать о заинтересованности Акорды в определенном продвижении данной партии. Судя по новостям с официального сайта партии (https://auyl.kz), кое-какую работу среди сельчан и представителей аграрного сектора экономики она проводит. Поэтому при хорошей раскрутке с акцентом на данные группы населения страны и официальной поддержке «Ауыл» имеет некоторые шансы стать новой парламентской партией.
Перспективы партии «Бірлік», более-менее проявившей себя только на парламентских выборах 2016 года, во многом зависят от уровня заинтересованности в ней как политическом инструменте со стороны определенных групп влияния. В таком случае либо она станет таковым в руках контролирующих ее в настоящее время элитариев, не желающих полностью выпасть из политической жизни Казахстана, либо может достаться в качестве выгодного товара кому-либо из других групп влияния. Неучастие председателя «Бірлік» Серика Султангали на прошедшей в апреле 2019 года встрече главы государства с руководителями политически лояльных партий показывает отсутствие интереса Акорды к этой партии. Хотя все может здесь измениться в зависимости от того, чьи интересы она будет представлять на предстоящих парламентских и местных выборах. Впрочем, из-за длительного пребывания в политической тени вряд ли эта партия улучшит свой электоральный рейтинг даже в случае ее вероятного в ближайшее время кардинального ребрендинга. Поэтому, скорее всего, превращение партии «Бірлік» в более-менее действующего политического субъекта станет делом среднесрочной перспективы. Если, конечно, не произойдет ее вероятное объединение в преддверии выборов с кем-либо из других партий.
Представляется также, что «Ак жол», «Ауыл» и КНПК в рамках подготовки к предстоящим выборам так или иначе будут использовать опыт участия своих представителей в прошлогодней президентской избирательной кампании. Хотя в нынешних условиях им придется серьезно пересмотреть не только свои прежние предвыборные программы или платформы, но и способы убеждения избирателей в своих способностях добиваться их практической реализации. С учетом неоднозначных настроений среди казахстанцев на фоне пандемии следует ожидать, что наиболее всего будут котироваться партии, способные сочетать конструктивный характер в содержании своих идей и лозунгов и повышенный эмоциональный фон в процессе их представления широкой общественности.
В этой связи определенные выпады в адрес властей и их партии могут оказаться в самый раз. Но насколько готовы вчерашние партнеры «Nur Otan» по ОКДС «Казахстан-2050» к использованию соответствующей тактики, станет ясно в самое ближайшее время. Причем не исключено, что представители данных партий «померятся мускулами» уже в августе этого года на выборах сенаторов. По крайней мере, это станет для них своего рода репетицией перед участием в будущих парламентских и местных выборах.
Андрей Чеботарёв
Фото: https://365info.kz