Центральноазиатский вектор внешней политики Казахстана: особенности и перспективы

Дата

Центральноазиатский вектор внешней политики Казахстана: особенности и перспективы

 В своем Послании народу Казахстана «Единство народа и системные реформы — прочная основа процветания страны» президент страны Касым-Жомарт Токаев в качестве стратегической цели Казахстана отметил усиление лидирующей роли в Центральной Азии. Данный тезис является отражением намерения республики относительно закрепления за собой статуса лидирующего государства в регионе, обозначенного в Концепции внешней политики Республики Казахстан на 2020-2030 годы.

В интересах достижения рассматриваемой цели Казахстан, во-первых, придает отношениям с другими странами региона стратегический характер, выводя их при этом на один уровень с такими более масштабными по своему потенциалу геополитическими акторами, как Китай, Россия, США и Евросоюз. Во-вторых, выступает за расширение многостороннего диалога и сотрудничества в Центральной Азии. И, в-третьих, выражает готовность содействия укреплению существующих форматов взаимодействия стран региона с внешними партнерами.

В том числе Казахстан заинтересован использовать для всего этого открытый в Алматы осенью 2018 года региональный хаб международных организаций, входящих в структуру ООН. Речь идет о придании ему статуса межрегионального центра ООН в Казахстане по Целям устойчивого развития и продвижении его деятельности в государствах Центральной Азии и Афганистане. В целом, в указанной концепции внешнеполитические приоритеты Казахстана смещены от отдельных стран в сторону регионального и многостороннего взаимодействия, включая и центральноазиатский вектор.  

Вместе с тем официальные заявления и действия в рамках многосторонних и двусторонних отношений Казахстана с другими странами Центральной Азии позволяют объяснить его понимание лидерства в регионе в следующих двух ключевых контекстах. Во-первых, позиционирования себя как первого среди равных. И, во-вторых, выступления не в качестве некой руководящей или направляющей инстанции, а, скорее, примера для подражания, задающего определенные стандарты и темпы развития. Достаточно в этом плане отметить стремление Казахстана войти в число 30 развитых стран мира.

К тому же Казахстан часто выступает инициатором различных направлений и мер межгосударственного сотрудничества в регионе. Показательным в этом отношении, в частности, стали итоги прошедшей  6 августа т.г. в городе Туркменбаши третьей Консультативной встречи Глав государств Центральной Азии. Со стороны президента РК на ней были предложены:

— создание единой товаропроводящей сети, состоящей из оптово-распределительных и агрологистических центров и интегрированной в региональные транспортные коридоры;

— выработка консолидированной водной политики в целях совместного эффективного управления ресурсами трансграничных рек, включая создание Межгосударственного водно-энергетического консорциума;

— создание под эгидой ООН Сети региональных центров по контролю за заболеваниями и биобезопасностью, а также Международного агентства по биологической безопасности, подотчетного Совету Безопасности ООН;

— расширение обмена студентами, включая увеличение квоты для обучения граждан остальных стран Центральной Азии в передовых высших учебных заведениях Казахстана.

Немаловажно и то, что многосторонние контакты между центральноазиатскими республиками осуществляются не только на уровне глав государств. Так, 17-18 июня т.г. в Туркестане прошла Конференция министров образования стран Центральной Азии. В ней также приняли участие ректоры вузов данных республик и представители европейских структур, в том числе программы Эразмус+. Главным итогом этого мероприятия стало признание его участниками необходимости формирования Центральноазиатского пространства высшего образования. Для этого, в частности, было решено создать альянсы вузов и студентов, Ассоциацию организаций по признанию квалификаций и документов об образовании и Аккредитационный совет по обеспечению качества образования стран Центральной Азии.

Руководители внешнеполитических ведомств стран региона встретились 14 июля т.г. в Ташкенте в преддверии международной конференции «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности». Преимущественно они обсудили вопросы подготовки к предстоящей Консультативной встрече Глав государств Центральной Азии, включая повестку мероприятия и содержание итоговых документов.

С учетом процессов, происходящих в соседнем с тремя странами региона Афганистане, центральноазиатские республики готовы оказывать всемерное содействие в достижении гражданского мира и согласия в этой стране. Вместе с тем их естественно волнуют вопросы укрепления региональной безопасности. В свою очередь это обстоятельство объективно стимулирует страны Центральной Азии не просто к продолжению процесса внутрирегионального многостороннего взаимодействия, а к его ускорению в сторону выстраивания определенного формата с механизмами координации, исполнения и т.п.

В рамках процесса обеспечения региональной безопасности правовой основой для этого может стать подписанный еще в 2000 году, но фактически неработающий Договор о совместных действиях по борьбе с терроризмом, политическим и религиозным экстремизмом, транснациональной организованной преступностью и иными угрозами стабильности и безопасности. Его участниками являются Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. Так что наша страна при поддержке остальных партнеров может инициировать обсуждение вопросов сотрудничества в рамках этого документа в современных условиях, а также предложить Туркменистану присоединиться к ним. Кроме того, являясь с сентября 2020 года председателем Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, Казахстан способен также организовать и провести специальное заседание этого форума, посвященное афганской тематике.

Другое дело, что развитие внутрирегионального взаимодействия сильно тормозят непростые двусторонние отношения между отдельными странами Центральной Азии. Особенно это касается нерешенных пограничных вопросов между Кыргызстаном и Таджикистаном. В таком случае странам региона целесообразно продумать и обсудить возможность создания некоего совместного медиационного механизма, способствующего урегулированию определенных споров и конфликтов между ними. И здесь свое веское слово может сказать Казахстан, который давно завершил процесс делимитация государственной границы со всеми соседними странами на суше и Каспийском море и может поделиться с соседями соответствующим опытом.  

В условиях пандемии COVID-19 Казахстан также активно оказывает всевозможное содействие другим странам региона. К примеру, в ноябре 2020 года он направил в Кыргызстан 400 комплектов мобильных аппаратов искусственной вентиляции легких и 2 млн. медицинских масок. А в июле этого года наша страна поделилась с соседней 25 тыс. дозами отечественной инактивированной вакцины «QazVac». Таджикистан в июне т.г. получил гуманитарную помощь в виде 10 тыс. тонн казахстанской пшеничной муки. В свою очередь, Казахстан получил в июле прошлого года из Узбекистана около 500 тыс. защитных перчаток и около 480 тыс. масок, направленных в медучреждения Актюбинской области. Немаловажно также то, что президенты Казахстана и Узбекистана договорились о совместном оказании экономической и гуманитарной помощи Кыргызстану. Очевидно, что такое проявление солидарности и взаимопомощи способствует еще большему сближению стран Центральной Азии.

Хорошие достижения демонстрирует Казахстан и в рамках двустороннего взаимодействия с другими республиками региона. Особенно это наблюдается в отношениях с Узбекистаном. Так, в апреле т.г. главы правительств двух стран запустили процесс строительства приграничного Международного центра торгово-экономического сотрудничества «Центральная Азия»  с пропускной способностью 35 тыс. человек и 5 тыс. грузовых автомашин в сутки в обоих направлениях. Ожидается, что запуск этого центра позволит увеличить объем товарооборота между Казахстаном и Узбекистаном до 10 млрд. долларов США. Кроме того, уполномоченные госорганы этих стран продолжают работу по введению единой визы — Silk Road Visa для иностранных граждан. Пилотный проект «азиатского шенгена» планируется запустить в 2022 году.

Отношения с Кыргызстаном в этом году развиваются под знаком договоренностей, достигнутых во время государственного визита президента этой страны Сабыра Жапарова 2-3 марта этого года в Казахстан. Среди них следует выделить намерения относительно проведения Межрегионального форума, аналогичного проводимому Казахстаном и Россией с участием глав государств, а также создания логистического центра на казахско-кыргызской границе для обеспечения беспрепятственного перемещения товаров. Кроме того, президент Кыргызстана выразил поддержку приоритетам председательства Казахстана в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), включая устранение сохраняющихся барьеров, изъятий и ограничений для свободного перемещения товаров и услуг. Это позволяет двум странам сформировать и продвигать общую позицию по взаимно интересующим вопросам в процессе своего участия в ЕАЭС.

По итогам официального визита Касым-Жомарта Токаева 19-20 мая т.г. в Таджикистан он и его коллега Эмомали Рахмон, в частности, договорились принять необходимые меры для расширения номенклатуры и увеличения объемов двусторонней торговли в предстоящие 5 лет до 2 млрд. долларов США, создать совместные производства переработки сырья до конечной продукции на базе отраслевых предприятий, увеличить взаимные поставки сельхозпродукции, развивать сотрудничество в миграционной сфере и т.д. Важным событием также является подписание в апреле т.г. межправительственного соглашения об оказании Казахстаном безвозмездной военно-технической помощи Таджикистану посредством предоставления более 3 млн. боеприпасов. С учетом неоднозначной ситуации на таджикско-афганской границе данная помощь является весьма своевременной.

Находясь 6 августа т.г. с рабочим визитом в Туркменистане, президент РК провел переговоры со своим коллегой Гурбангулы Бердымухамедовым. Они, в частности, отметили развитие двусторонних отношений по принципу стратегического партнерства и выразили намерение увеличить номенклатуру взаимно поставляемых товаров, активно использовать транзитно-транспортный потенциал и развивать связи в культурно-гуманитарной сфере. Туркменистан также намерен построить в обозримом будущем автомобильный мост через залив Карабогазгол на Каспии, соединяющий его с Казахстаном.

Таким образом, центральноазиатский вектор внешней политики Казахстана максимально демонстрирует позитивную динамику по линии как двустороннего, так и многостороннего взаимодействия с другими странами региона. В свою очередь, это призвано способствовать достижению страной своей указанной стратегической цели. Многое при этом будет зависеть от укрепления и развития Казахстаном своего национального потенциала, что в сложившихся условиях потребует немало усилий.

«Turanpress.kz», 7.09.2021 г.

Андрей Чеботарёв

 

Фото: https://tengrinews.kz

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Поделиться

Подписаться

spot_img

Популярное

Интересное
Похожее

Внешняя политика Республики Казахстан: вчера и сегодня

В номере III журнала «Россия и новые государства Евразии»,...

Спикер Мажилиса Парламента встретился с членами Общественной палаты Жаксыбеком Кулекеевым и Андреем Чеботарёвым

Председатель Мажилиса Парламента Ерлан Кошанов обсудил актуальные вопросы законотворческой...

Реформирование системы местного самоуправления в Казахстане назрело

Резонансное убийство несовершеннолетнего Шерзата Болата, совершенное 4 октября т.г.,...

Казахстан-2025: на пути к новым преобразованиям

В своем выступлении на первом Форуме работников сельского хозяйства,...