Процесс в СВМДА в 1990-х и новая система международных отношений

Дата

Процесс в СВМДА в 1990-х и новая система международных отношений

5 октября 2022 года исполнилось тридцать лет со дня исторического выступления первого главы Казахстана на 47 сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Именно тогда мир открыл для себя другой Казахстан. Не тот Казахстан, который обладал мощным ядерным потенциалом, оставшимся в наследство от распавшегося Советского Союза. А этим потенциалом, насчитывающим, как известно, около полутора тысячи ядерных боеголовок,  можно было десятки раз стереть с лица земли две крупнейшие страны на нашей планете – США и Китай.

И не тот Казахстан с солидным запасом энергоносителей и полученной от Советской власти не только обширной территорией, но многонациональный и многоконфессиональный народ. Мир узнал другой Казахстан, который предложил международному сообществу свою первую и поистине глобальную инициативу – созыв Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии.

Удивительно, но данная инициатива исходила не от влиятельных акторов существовавшей в тот период системы международных отношений. Инициатором идеи стала Республики Казахстан, с первых шагов позиционировавшая себя не только в качестве ответственного члена мирового сообщества, но и как государство с современным и, как оказалось в дальнейшем, глобальным политическим мышлением. Но все это стало возможным во многом благодаря тому, что первый глава Независимого Казахстана Н.А. Назарбаев был единственным на постсоветском пространстве лидером, пригласившим на историческую Родину профессионалов в области международных отношений. А эти профессионалы, включая действующего Президента Республики Казахстан К.-Ж.К. Токаева, имели не только солидный опыт. Они принесли в Казахстан обретенные столь необходимые для нашей молодой Республики знания, а также соответствующие традиции мировой классической дипломатии. 

Благодаря их усилиям были созданы основы, в том числе нормативно-правовые, крайне важные для становления и дальнейшего развития дипломатической службы Республики Казахстан. С помощью этих профессионалов были предприняты ключевые в тех геополитических реалиях  шаги по взаимодействию Казахстана с соседями по региону. Началось выстраивание прагматических и взаимовыгодных отношений с ведущими странами и международными организациями, что способствовало формированию на практике основ известной многовекторности казахстанской внешней политики. Были найдены, вопреки рекомендациям некоторых политиков и аналитиков, единственно правильные решения сложнейших проблем, связанных с той же  ликвидацией на территории Казахстана оружия массового поражения.

Возвращаясь к инициативе по созыву СВМДА, следует отметить главную причину, побудившую нашу страну выйти в 1992 году с этой по истине новаторской идеей. Как известно, в тот период мировое сообщество и, в первую очередь, США и Китай, были обеспокоены судьбой находившихся на казахстанской земле самых современных и мощных по тем временам баллистических и крылатых ракет, предназначенных для полного уничтожения не только упомянутых стран. Обеспокоенность этих государств разделяло, безусловно, все мировое сообщество и наши соседи по региону. На этом фоне в некоторых мировых средствах массовой информации начали появляться различные спекуляции по поводу судьбы ядерного оружия в Казахстане.

Исходя из этого, нашей молодой республике было архиважно сделать мощный внешнеполитический шаг, подтверждающий миролюбивые намерения Казахстана. Этим шагом и стала упомянутая инициатива по созыву СВМДА, которая заложила необходимую основу формирования совершенно нового формата сотрудничества в сфере безопасности на азиатском континенте. Наши дипломаты объясняли своим зарубежным партнерам, что важность созыва подобного форума в значительной степени продиктована изменившимся после распада биполярной системы международных отношений балансом сил.

Республика Казахстан, со своей стороны, предлагала создать соответствующую диалоговую площадку и эффективный механизм превентивной дипломатии. Все это, по нашему мнению, должно было сформировать необходимую атмосферу, способствовавшую не только мирному урегулированию имеющихся споров, но и развитию сотрудничества в области укрепления региональной и субрегиональной безопасности и стабильности.

Следует признаться, что реализация первой казахстанской инициативы на первоначальном этапе проходила достаточно сложно. Не в последнюю очередь это объяснялось тем, что со стороны наших геополитических соседей она встретила ревностное  отношение. Стоило многих усилий, что бы убедить некоторые страны, что это в интересах практически всего континента. В конечном итоге официально казахстанскую инициативу поддержало 15 стран.

Реализуя свою инициативу в течение первых лет с 1992-1999 годы, мы организовали ряд многосторонних мероприятий, в ходе которых были определены цели и задачи нового форума, разработаны соответствующие механизмы реализации задуманного. Стало практикой регулярное проведение заседаний Специальной рабочей и Контактной групп. Дальнейшая работа была продолжена в формате Комитета старших должностных лиц (на уровне заместителей глав МИД).

На первой министерской встрече в 1999 г. в Алматы была принята Декларация принципов, регулирующих отношения между государствами-членами СВМДА. Первый саммит форума, как известно, состоялся в Алматы в 2002 году. Его итогом стало подписание Алматинского акта – устав форума. Вторая министерская встреча СВМДА приняла Правила процедуры и Каталог мер доверия. В ходе второго саммита (Алматы, 2006 г.) было решено создать Секретариат СВМДА в южной столице Казахстана. Сегодня в процессе СВМДА участвует уже 27 стран. На предстоящем в конце текущего года саммите СВМДА в Астане мы ожидаем принятие исторического решения о создании полноценной организации.

Но говоря о первой казахстанской внешнеполитической инициативе, необходимо вспомнить тех, кто стоял у истоков ее инициирования и дальнейшей реализации. А это были те самые казахстанцы-профессионалы в области международных отношений, которые имели за плечами несколько десятилетий каждодневной работы в структурах внешних связей Советского Союза. Многих уже нет с нами. Это и Хаир Рахметжанович Омаров, работавший первым начальником управления Азии, которое в ранге заместителя главы МИД РК в начале 1990-х годов курировал К.-Ж.К. Токаев. Это и Вячеслав Хаменович Гизатов, занимавший в середине 1990-х годов пост посла Казахстана в Иране. 

Как видно из вышеизложенного повествования, в середине 1990-х годов процесс продвижения нашей инициативы по созыву СВМДА в некоторой степени замедлился. Однако казахстанскими дипломатами был найден интересный и по своему оригинальный выход. Став в середине 1990-х годов членом Организации исламской конференции — ОИК (в настоящее время Организация исламского сотрудничества), Республика Казахстан предложила на саммите ОИК в Тегеране в 1997 году две свои первые резолюции. Одна из них была посвящена поддержке всей мусульманской уммой идеи по созыву СВМДА. Подготовленный Посольством Казахстана в Эр-Рияде проект резолюций был передан директору политического департамента ОИК Ш. Камалю, который посоветовал впредь инициировать более короткие по тексту, но емкие по смысловой нагрузке документы. Данные проекты были разосланы от имени секретариата ОИК всем странам-членам Организации. Вот тут и начиналась самая сложная работа в сфере многосторонней дипломатии.

По существующему порядку резолюции должны были получить одобрение на совещании экспертов-заместителей министров иностранных дел стран-членов ОИК. Такое совещание было намечено на 2-4 декабря 1997 года в Тегеране. Казахстанскую делегацию на этих совещаниях возглавлял ранее упомянутый посол РК в Тегеране В.Х. Гизатов. В ходе продвижения наших инициатив мы столкнулись с достаточно жесткой позицией ряда арабских стран, находившиеся в тот период в конфронтации с Израилем (Сирия, Ирак, Ливан), а также представителя Палестины. Свою позицию они объяснили тем, что участником процесса по созыву Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии является и Израиль. В поддержку нашей резолюции высказалось большинство стран СНГ, входивших в ОИК, и Турция. Нас также поддерживала Саудовская Аравия, делегацию которой возглавлял заместитель главы МИД Королевства И. Шура. Активные усилия в нашу поддержку предпринимал представитель хозяев замминистра М. Зарифи, многие годы спустя возглавивший внешнеполитическое ведомство Ирана.

В целом, благодаря профессионализму главы и находчивости некоторых членов казахстанской делегации, куда также входил сотрудник посольства РК в Эр-Рияде, удалось существенно переломить ситуацию. В конечном итоге 54 государства-члена ОИК высказались за поддержку процесса СВМДА. Официально решение по этому поводу было принято на состоявшемся 9-11 декабря 1997 года восьмом саммите ОИК, на котором казахстанскую делегацию возглавлял бывший тогда главой МИД К.-Ж.К. Токаев. Фактически получилось, что на конец 1997 года «не охваченным» в процессе СВМДА оставался только ряд европейских стран и государства Северной и Латинской Америки, а также Австралия, Новая Зеландия и Океания.

На протяжении длительного периода упомянутый эпизод в виду разных причин оставался только в воспоминаниях некоторых дипломатов, которые были причастны к происходившими событиям. Не многие казахстанские аналитики также поняли тогда всю важность происшедшего для дальнейшего процесса СВМДА. Исключение, пожалуй, составил только М. Лаумулин, имевший к тому времени определенный опыт работы в казахстанском внешнеполитическом ведомстве.

Сегодня по истечении многих лет становится предельно ясно, что без упомянутых событий 1997 года было затруднительно дальнейшее продвижение казахстанской инициативы. Без этого мы не смогли «продавить» в 1999 году аналогичную резолюцию в поддержку СВМДА уже в рамках другой международной организации — ООН. Последнее стало возможным во многом благодаря усилиям действующего тогда Постоянного представителя Республики Казахстан в этой организации А.Х. Арыстанбековой.

Недавно мы отмечали 30-летие казахстанской дипломатической службы. Мы получили возможность вспомнить всех тех, кто своим профессионализмом продвигал интересы нашей страны на международной арене, работая как за рубежом, так и в центральном аппарате МИД РК. К сожалению многих уже нет с нами. В прошлом году ушли от нас В.Х. Гиззатов и Х.Р. Омаров. Они оставили свои мемуары, но в них отсутствует подробное описание упомянутых событий. Несмотря на это, мы должны знать соответствующие страницы истории реальной казахстанской дипломатии. Это важно также для осмысления сделанного дипломатами-профессионалами в первые годы нашей Независимости. Важно это и для того, что молодое поколение могло гордиться как большими, так и малыми победами казахстанской дипломатии на международной арене. 

Сегодня, как и в 1992 году, мир переживает возможно один из самых сложных периодов своего развития. Существовавшие ранее правила игры, вернее, правила сосуществования и поведения на международной арене, практически не соблюдаются. Мировые акторы не только не соблюдают ранее достигнутые договоренности, но и фактически толкают все международное сообщество к крайне опасному противостоянию.

В этих условиях Президент Республики  Казахстан К.-Ж.К. Токаев, выступая в сентябре 2022 г. на 77 сессии ГА ООН отметил важность формирования «новой глобальной парадигмы безопасности, основанной на принципах взаимного доверия и многостороннего сотрудничества». Другими словами пришло время для создания обновлённой системы международных отношений. Системы, основанной на нынешнем реальном, а не виртуальном балансе сил ключевых акторов мировой политики. Отсутствие подобной системы, как видно, способствует дальнейшей конфронтации, которая, в свою очередь, обостряется периодическими мировыми экономическими кризисами, а также возникновением новых очагов напряжённости, угрожающим не только устойчивому развитию отдельных стран, но в целом всего мирового сообщества.

Принимая во внимание, что предыдущие системы международных отношений зарождались в Вашингтоне, Версале, Потсдаме и Ялте, очередным местом принятия новых глобальных правил игры мог бы стать один из красивых городов нашей страны, например, Алматы, который, как известно, находится в центре Евразийского континента. Было бы хорошо, чтобы южная столица осталась в воспоминаниях, не как место проведения форума 1991 года, закрепившего распад СССР. Алматы достоин войти в историю как место глобальных договоренностей по формированию т.н. новой системы международных отношений. Может тогда в Алматы появится ещё одна магистраль, идущая параллельно проспекту Аль-Фараби. И жители города смогли бы добраться из центра до любого района примерно за то время, которое понадобилось бы вдумчивому читателю, чтобы ознакомиться с продолженной статьей.

Курмангужин Р.С., к.и.н., доцент Казахстанского института менеджмента, экономики и прогнозирования,

Франк Д.А., магистр социологии, директор ОФ «Социум-PV» (Павлодар)

Фото: https://www.s-cica.org 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Поделиться

Подписаться

spot_img

Популярное

Интересное
Похожее

Внешняя политика Республики Казахстан: вчера и сегодня

В номере III журнала «Россия и новые государства Евразии»,...

Спикер Мажилиса Парламента встретился с членами Общественной палаты Жаксыбеком Кулекеевым и Андреем Чеботарёвым

Председатель Мажилиса Парламента Ерлан Кошанов обсудил актуальные вопросы законотворческой...

Реформирование системы местного самоуправления в Казахстане назрело

Резонансное убийство несовершеннолетнего Шерзата Болата, совершенное 4 октября т.г.,...

Казахстан-2025: на пути к новым преобразованиям

В своем выступлении на первом Форуме работников сельского хозяйства,...