1. Судя по всему, в американском обществе и среди элиты продолжают преобладать патриархальные настроения. Поэтому потолок политической карьеры здесь для женщин, несмотря на их личностные, деловые и иные качества, пока что ограничен постами вице-президента и госсекретаря. Демократы не учли это обстоятельство как фактор поражения Хиллари Клинтон на президентских выборах 2016 года.
2. Ключевая линия разлома в американском истеблишменте сейчас имеет не столько партийную, сколько внешнеполитическую основу. В связи с этим предвыборная борьба фактически шла между двумя партиями, но не республиканцами и демократами, а группами. Условно их можно определить, как «антироссийскую» и «антикитайскую» партии, выразителями взглядов и интересов которых являются Камала Харрис и Дональд Трамп соответственно.
Очевидно, что в 2021-2024 гг. влияние Китая в мировой экономике и политике заметно возросло. Так, можно отметить восстановление в прошлом году дипломатических отношений Ирана и Саудовской Аравии при его посредничестве. Китай также продвигает мирный план по урегулированию военно-политического конфликта между Россией и Украиной. В том числе такому продвижению позиций КНР на международной арене способствовала максимальная концентрация администрации Джозефа Байдена на следующих двух направлениях внешней политики США. Во-первых, на противостоянии с Россией посредством всесторонней поддержки Украины и ужесточения санкций. Во-вторых, на поддержке Израиля в его военном противостоянии с ХАМАС, «Хезболлой» и Ираном.
С учетом всего этого «антикитайская» партия предприняла все необходимое для возвращения к власти Дональда Трампа с целью остановить растущее влияние Китая в мире. Особенно в регионах геостратегических интересов США. Возможно, что соответствующая деятельность будущей администрации повлечет за собой если не «замораживание», то определенное сокращение финансовой и военно-технической помощи Украине. По крайней мере, Трампу и его команде не выгодно вести геополитическую борьбу на нескольких направлениях, а также способствовать этой борьбой еще большему сближению Китая и России.
3. У Камалы Харрис из-за непоследовательной позиции ее шефа Джозефа Байдена был сильный дефицит времени для проведения полноценной избирательной кампании. Тогда как избирательная кампания Дональда Трампа фактически началась в ноябре 2022 года, когда он объявил о своем намерении вновь баллотироваться в президенты США. К тому же он и его команда уже имели серьезный опыт его участия в президентских выборах 2016 и 2020 гг.
4. Серия уголовных дел и судебных разбирательств в отношении Трампа, инициируемых федеральными структурами США и властями некоторых штатов, вполне могли способствовать росту его популярности среди как потенциальных сторонников, так и первоначально неопределившихся в политическом отношении сограждан. То есть, сработал фактор сочувствия к человеку, преследуемому властями, в том числе по явным и завуалированным политическим мотивам. При этом рассматриваемую ситуацию усугубили предъявленные судом обвинения сыну президента Хантеру Байдену в незаконном владении оружием и неуплате налогов.
5. Примечательно, что параллельно с президентской избирательной кампанией прошли выборы американских конгрессменов. При этом республиканцы уже заняли большинство мест в Сенате и лидируют в борьбе за места в Палате представителей. В случае их полной победы в обеих ключевых кампаниях федерального уровня Дональд Трамп и его команда получают большие возможности для принятия решений по актуальным вопросам развития и внешней политики страны, отражающих их взгляды и интересы.
Андрей Чеботарёв, 6.11.2024 г.
Фото: https://www.bbc.com