Реформирование системы местного самоуправления в Казахстане назрело

Дата

Резонансное убийство несовершеннолетнего Шерзата Болата, совершенное 4 октября т.г., и последующие события в городе Талгар лишний раз обнажили серьезную проблему, связанную с фактическим вакуумом власти на местах. И это при том, что речь идет о районном центре, где помимо городского акимата еще функционируют районные акимат и маслихат. Освобождение от занимаемых должностей акима Талгара Бахыта Куришбекова и его заместителя Матана Сагындыка хотя и является правильным, но не устраняет корень всех проблем.

В чем именно проявился вакуум власти в данном случае? Прежде всего, в свое время по воле экс-президента страны система представительной власти остановилась на городах областного значения. В 1993 году советы народных депутатов в городах районного значения, поселках, селах и сельских округах были упразднены, а на смену им ничего не пришло. Так что отраженный в Конституции РК принцип разделения властей на указанные населенные пункты де-факто не распространяется. Поэтому в них, включая Талгар, следует ввести собственные маслихаты, способные решать вопросы местного значения и контролировать работу местных акимов.

Талгарский районный маслихат состоит из 25 депутатов. Однако не ясно, кто и как проявил себя в случившейся критической ситуации. Хотя они вправе были созвать внеочередную (чрезвычайную) сессию для обсуждения этой ситуации и принятия необходимых мер по ее устранению. Примечательно, в частности, что за всю осень на официальном сайте этого органа была опубликована всего лишь одна новость, датированная 30 октября т.г. (https://www.gov.kz/memleket/entities/maslihat-talgar/press/news/1?lang=ru).  А на месте плана работы маслихата значится «main File Not Exist» (https://www.gov.kz/memleket/entities/maslihat-talgar/documents/details/655263?lang=ru). Поэтому, чем он занимался до и после рассматриваемых событий, неизвестно. В том числе это касается его постоянной комиссии по вопросам законности, защиты прав граждан, правоохранительным органам, чрезвычайным ситуациям, делам обороны и ЗАГС.

Впрочем, деятельность большинства депутатов маслихатов всех уровней осуществляется не на постоянной основе. Поэтому многие из них, являясь по своему статусу политиками, предпочитают политикой не заниматься. То есть, не выступать инициаторами обсуждения и принятия решений по важным вопросам местного значения, не проводить публичных слушаний, не контролировать должным образом работу исполнительных органов, взаимодействовать с минимальным количеством избирателей и не нести никакой ответственности за ситуацию в своих регионах и городах. Хотя свою долю ответственности за все это несут также соответствующие акимы, предпочитающие иметь дело с лояльными депутатами.

Что касается теперь уже экс-акима Талгара, то он был избран на свою должность в 2022 году. Поэтому оценивать его работу, прежде всего, должны избиратели. Вместе с тем с вопросами информированности этих самых избирателей о своей деятельности дело обстояло гораздо хуже, чем у районного маслихата. Так, на официальном сайте ГУ «Аппарат акима города Талгар Талгарского района» за этот год опубликованы всего две новости, датированные 12 марта и 30 мая (https://www.gov.kz/memleket/entities/talgar-talgar/press/news/1?lang=ru). Так что с коммуникациями между избранными должностными лицами органов представительной и исполнительной власти, с одной стороны, и населением вверенного им города, мягко говоря, не все ладно. Причем это не только проблема одного Талгара.

Согласно п. 2 ст. 89 Конституции РК местное самоуправление осуществляется населением непосредственно, а также через маслихаты и другие органы МСУ. В законе «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» есть Глава 3-1. Участие граждан в местном самоуправлении. Однако полного и четкого законодательного обозначения конкретных форм этого непосредственного участия нет. К тому же в разных административно-территориальных единицах оно заметно различается по своим формам.

Общими для всех казахстанцев формами участия в осуществлении МСУ практически являются только выборы депутатов маслихатов и отзыв тех их них, кто избран по одномандатным избирательным округам. У жителей сельских населенных пунктов и городов районного значения дополнительно к этому можно отметить сходы и собрания местного сообщества и выборы местных акимов.

Сходы и собрания могут созываться местными акимами самостоятельно либо по инициативе не менее 10% жителей вверенных им населенных пунктов. Собрание к тому же проводится с участием граждан, делегированных сходом.  Однако проведение схода допускается при получении положительного решения акима соответствующего района или города областного значения. Очевидно, что такой разрешительный порядок нивелирует роль рассматриваемых форм участия граждан в осуществлении МСУ.

Как  следует из результатов социологического опроса, проведенного в 2023 году Казахстанским институтом общественного развития (представлены в моем аналитическом докладе «Местное самоуправление в Казахстане: особенности и перспективы реформирования» – прим.):

— сходы проводятся главным образом в сельских населенных пунктах (55,3%), чем в городах районного значения, один-три раза в год (17,4%);

— большинство жителей указанных населенных пунктов в сходах местного сообщества не участвуют (55,4%);

— в значительной степени это неучастие связано с отсутствием у местных жителей информации о проведении сходов (61,6%).  

Судя по всему, несогласованные митинги в аулах и малых городах, проводимые нередко их жителями  в качестве протеста против определенных действий либо бездействия властей, практически обусловлены невозможностью свободного проведения ими сходов и собраний как легальных форм своего участия в управлении делами местного значения.

В то же время многие акимы в силу разных причин далеко не всегда инициируют проведение сходов и собраний местных сообществ. Тот же экс-аким Талгара вполне мог созвать сход и тем самым опереться в критической ситуации  на своих избирателей. Но то ли не решился обратиться за разрешением к акиму Талгарского района, то ли понадеялся на местную полицию. В любом случае, если избранный аким зависит в политико-административном и финансово-экономическом отношении от вышестоящего да еще и назначенного акима и дистанцируется от своих избирателей, то все это нивелирует прямую выборность акимов. Поэтому необходимо четкое разграничение органов государственного управления и местного самоуправления по функциям, полномочиям, сферам ответственности и территории деятельности.       

Еще более ограниченным является участие в осуществлении МСУ жителей столицы, городов республиканского и областного значения.

Во-первых, это участие в образовании и деятельности территориальных советов местного самоуправления. Однако в подавляющем большинстве случаев деятельность этих органов носит чисто формальный характер вследствие отсутствия у них четкой компетенции и полномочий, необходимых организационных, кадровых и материально-технических ресурсов. К тому же их работа не освещается ни в официальных Интернет-ресурсах, ни в СМИ и, как следствие, неизвестна в обществе. В Алматы же под эгидой районных акиматов вообще действуют иные структуры — комитеты МСУ. Впрочем, с такими же ограниченными ресурсами и возможностями.  

Во-вторых, Бюджет народного участия. Он представляет собой участие горожан в распределении средств местного бюджета посредством подготовки и вынесения на голосование проектных предложений по определенным вопросам местного значения. В то же время БНУ не отражен в законе «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан». К тому же перечень соответствующих вопросов связан только с благоустройством территории.

В-третьих, участие в публичных слушаниях в постоянных комиссиях городских маслихатов. Однако общий порядок организации и проведения этих слушаний является достаточно закрытым для участия в них заинтересованных горожан. К тому же они законодательно не отнесены к формам участия граждан в осуществлении МСУ.

В-четвертых, участие в общественных слушаниях, проводимых общественными советами местного уровня. В отличие от маслихатов здесь все гораздо открыто и демократично. Вместе с тем эти органы и их деятельность юридически не относятся к МСУ. Соответственно не является формой его осуществления и участие граждан в проводимых ими слушаниях.

Таким образом, жители Астаны, Алматы, Шымкента и городов областного значения фактически могут участвовать только в выборах депутатов городского маслихата, а также в реализации проектов по линии Бюджета народного участия в случае их финансовой поддержки акиматами. Есть, правда, еще кооперативы собственников квартир (КСК), объединения собственников имущества (ОСИ) и простые товарищества многоквартирных жилых домов. Но они к МСУ тоже не относятся, хотя де-факто являются низовыми структурами этой системы. 

В целом, дальнейшее реформирование местного самоуправления в Казахстане, прежде всего, должно быть направлено на увеличение форм и механизмов участия граждан в осуществлении МСУ. Представляется, что это будет стимулировать интерес у горожан и сельчан к индивидуальному или коллективному участию в решении актуальных вопросов развития своих населенных пунктов и регионов. 

Андрей Чеботарёв

Фото: https://kazpravda.kz

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Поделиться

Подписаться

spot_img

Популярное

Интересное
Похожее

Спикер Мажилиса Парламента встретился с членами Общественной палаты Жаксыбеком Кулекеевым и Андреем Чеботарёвым

Председатель Мажилиса Парламента Ерлан Кошанов обсудил актуальные вопросы законотворческой...

Казахстан-2025: на пути к новым преобразованиям

В своем выступлении на первом Форуме работников сельского хозяйства,...

Итоги президентских выборов в США: ключевые особенности и перспективы

1. Судя по всему, в американском обществе и среди...

Казахстан-БРИКС: к оптимальному формату взаимодействия

24 октября в Казани прошел саммит «БРИКС плюс», участие...