Как иронизируют политологи, у нас существуют две вечные темы: отставка правительства и досрочные парламентские выборы. Действительно, казахстанские политологи, да и не только они, активно говорят о вероятности досрочных выборов в Мажилис. Аргументы приводят самые разные. И если раньше серьезной причиной для проведения досрочных парламентских выборов считалось повышение протестного настроения населения и недопущение его созревания до критической массы, то сегодня аналитики читают «между строк» стратегических политических документов. Так стоит ли нам ждать досрочной парламентской рокировки? На этот, пожалуй, главный политический вопрос текущего момента в интервью «Т.» отвечает Андрей Чеботарёв, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива».
— Андрей, что Вы думаете о возможности досрочных парламентских выборах? Тому есть множество предпосылок, многие считают знаковым факт досрочного обнародования президентом РК своего Послания, которое некоторые аналитики называют предвыборной платформой партии «Нур Отан».
— Неожиданно озвученное 11 ноября президентом страны Послание народу Казахстана «Нұрлы жол — Путь в будущее» вполне может стать идейно-политическим основанием для роспуска действующего Мажилиса Парламента и последующего проведения досрочных парламентских выборов. С учетом, можно сказать, мобилизационной тональности этого документа и обозначенных в нем тенденций и задач преимущественно социально-экономического характера можно поставить вопрос о необходимости «переформатирования» работы законодательного органа страны и обновления состава его нижней палаты. К тому же это можно дополнить реорганизацией правительства и выборами сенаторов, проведенными соответственно в августе и октябре этого года.
Тем самым выстраивается логичная картина последовательного организационно-структурного и кадрового обновления ключевых институтов государственной власти. Однако новое президентское послание является лишь одним из шагов в этом направлении, но никак не причиной. С позиции текущего момента единственно серьезной причиной для вероятного проведения досрочных парламентских выборов и осуществляемых изменений политико-властной системы Казахстана в целом представляется только одна: если в течение ближайших двух лет будет осуществлен транзит (переход) верховной власти в Казахстане.
В любом случае, все это пока основано на предположениях. Тогда как каких-либо конкретных шагов, четко сигнализирующих обществу о ближайших планах и намерениях руководства страны относительно парламента, не наблюдается. В некоторых СМИ даже были озвучены сведения о вероятном проведении досрочных выборов главы государства. Как показывает отечественная политическая практика, у нас возможно все вопреки всякой политической логике, прогнозам и ожиданиям. Хотя для властей представляется оптимальным дождаться конституционных сроков и провести президентские и парламентские выборы в поочередном порядке в 2016 и 2017 гг. соответственно.
— По Вашему мнению, какие из политических партий готовы к выборной гонке, а какие нет?
— Если бы в Казахстане результаты голосования максимально соответствовали политическим симпатиям и предпочтениям граждан, то положительный ответ на данный вопрос можно было бы отнести к партиям, ведущим активную и заметную деятельность. Однако у нас можно этого не делать и принимать участие в выборах, независимо от времени и порядка их проведения, при наличии необходимых для этого ресурсов.
Однозначно к парламентским выборам готова партия «Нур Отан» в силу своих возможностей и административной поддержке. С другой стороны, она, видимо, будет рассчитывать также на привлечение избирателей своими антикоррупциоными инициативами. Коммунистическая народная партия Казахстана (КНПК) не располагает аналогичными ресурсами, что и «партия власти». В то же время она ведет заметную работу, акцентируя внимание на социальных проблемах и путях их решения, и имеет свою социальную аудиторию в лице главным образом представителей малоимущих слоев населения.
Определенную активность демонстрирует Общенациональная социал-демократическая партия (ОСДП). Судя по всему, она наиболее всего рассчитывает на созданное в мае этого года Общенациональное гражданское собрание (ОГС), в котором участвуют не только социал-демократы, но и представители других общественно-политических организаций и отдельные гражданские активисты. Хотя произошедший в 2013 году раскол в так и не созданной ОСДП «Азат» снизил возможности данной партии в оппозиционной среде. В более худшем положении находится Компартия Казахстана, которая при отсутствии материальной поддержки и под давлением властей рискует вообще прекратить свою деятельность. Даже если власти, которые проверяют сейчас численность коммунистов, и не пойдут на ее ликвидацию в судебном порядке, то точно не допустят к участию в выборах.
Остальные же казахстанские партии явно рассчитывают только на те ресурсы, которыми они уже располагают либо получат в нужный момент от потенциальных спонсоров. В том числе это касается и Демократической партии Казахстана «Ак жол», чья активность направлена в основном на работу с предпринимателями. Но в целом, в наших реалиях уровень готовности политических партий к различным выборам не является ключевым фактором, способным повлиять на результаты голосования.
— Стоит ли ждать на политической арене новых партий? А от уже действующих партий прорывных программных новинок, либо партии вступят в предвыборную борьбу на старом багаже?
— Если парламентские выборы будут проведены в досрочном порядке, то в них должна будет принять участие партия «Бірлік», которая пока предпочитает находиться в тени. А если эти выборы все-таки состоятся в 2017 году, для заинтересованных сил будет достаточно времени создать к этому времени новые партии. Правда, никто не гарантирует, что власть допустит их регистрацию. Начиная с 2002 года, «Акорда» неуклонно ведет политику сокращения численности партий и в очень редких случаях допускает появление здесь новичков.
В прошлом году изменили свои программные документы и установки «Нур Отан», ОСДП и КНПК. Известно, что к этому движется и ДПК «Ак жол». Однако ничего такого, что привлекло бы широкую общественность и элиту республики, здесь не прослеживается. Поэтому на выборы эти и другие партии пойдут с тем, что имеют. Одни с административной поддержкой, другие – с большими материальными возможностями, третьи – на неутраченном еще авторитете лидеров, четвертые — за счет определенного креатива и припасенных политтехнологий и т.д.
— Возможно ли в условиях нынешней политической стагнации появление новых, ярких личностей на политической арене?
— В принципе, да. Политическая жизнь не начинается с избирательных и кампаний и ими не заканчивается. К тому же политическую повестку дня задают не только внутренние, но и внешние факторы, включая участие Казахстана в евразийской интеграции, отношения к событиям в Украине, Сирии и т.д. Так что поле для общественно-политической деятельности в Казахстане большое. В частности, в течение последних двух лет новые имена появились на волне разных протестных акций и кампаний (инициативная группа «За справедливые декретные», движение «Антигептил» и т.д.).
Правда, с другой стороны, часто наблюдается и обратный эффект, когда либо люди и их объединения чего-то добиваются от властей и на этом успокаиваются. Либо в какой-то момент их что-то останавливает типа давления со стороны властей, отсутствия необходимых ресурсов, разногласий с соратниками, банальной усталости и т.д. К тому же в нашей стране для потенциально новых политиков очень мало механизмов самовыражения, не говоря уже о принятии и продвижении определенных решений. Даже отечественные партии в своем большинстве не способствуют выдвижению в своих рядах таковых лиц.
В этих условиях для откровенно застойного политического процесса в Казахстане уже хорошо то, что время от времени кто-то из новых лиц проявляет себя, пусть даже непродолжительное время, с активной гражданской позицией. Хотя реально нужны люди, последовательные в своих политических целях, готовые брать на себя и нести ответственность за свою деятельность, способные вдохновлять своей активностью других людей, мобилизовать их на проведение различных действий. Но сами по себе они не появятся. Помимо личного интереса нужна еще востребованность в данных политиках со стороны общества.
— Одним из инструментов проявления активной гражданской позиции стали социальные сети. Насколько деятельно наши партии представлены в соцсетях?
— Присутствие отдельных партийных деятелей и активистов в «Фейсбуке» и других социальных сетях пока не сделало их лидерами мнений. Хотя не исключено, что где-то повлияло на повышение уровня известности соответствующих партий. К тому же общая активность практически всех партий снижается в межвыборный период. Та же КНПК довольно активно действовала в социальных сетях во время последней избирательной кампании в Мажилис Парламента, чего не скажешь про текущий период. Других же партий здесь не видно вообще.
Судя по всему, в Казахстане социальные сети еще недостаточно изучены и оценены ведущими политическими субъектами, особенно в качестве инструмента мобилизации своих потенциальных сторонников. В лучшем случае они используются в информационных целях. Хотя тем же партиям следует вести здесь серьезную системную работу.
— В случае реализации досрочного сценария у каких политических сил есть шанс пройти в главный законодательный орган страны?
— Если речь пойдет о выстраивании качественно нового формата состава и деятельности парламента в рамках возможных сценариев будущего транзита верховной власти, то партийный состав Мажилиса может быть и увеличен. Представляется, что для руководства страны выгодно обеспечить в парламенте представительство некоторых групп влияния через подконтрольные им партии. В свою очередь, это позволит в определенной степени перевести внутриэлитное межгрупповое соперничество в русло парламентской деятельности и, возможно, снизить в той или иной степени последующий «накал страстей» в период передачи президентской власти.
В любом случае, для властей главным будет обеспечить подавляющее большинство мест в Мажилисе за «Нур Отаном». Для остальных же партий они могут допустить определенную электоральную конкуренцию, где они станут конкурировать в основном между собой и меньше всего с партией власти.
— Спасибо за ответы!
«Трибуна. Коммунист Казахстана», № 48, 3.12.2014 г.
Разия Абдыкадырова