11 марта в Москве состоялась международная конференция «Перспективы регионального развития прикаспийских регионов в контексте пятистороннего сотрудничества государств Каспия», организованная Институтом Каспийского сотрудничества. Она была посвящена вопросам сотрудничества пяти прикаспийских государств в области экономического взаимодействия, совместной реализации энергетических и транспортных проектов, анализу перспектив регионального развития на Каспии, а также поиску взаимоприемлемых позиций и соглашений по проблемным вопросам.
Данная конференция открыла целую серию подобных мероприятий каспийской тематики, которые Институт Каспийского сотрудничества планирует провести в ближайшие месяцы до важнейшего для всех прикаспийских государств события — Четвертого Каспийского Саммита, столь ожидаемого партнерами в виду его высокого статуса и особой значимости. Институт Каспийского сотрудничества, как один из лидеров в предоставлении дискуссионной площадки для взаимодействия стран Каспийского региона, ведет постоянный мониторинг ситуации на Каспии и стремится объединить экспертное сообщество для совместного созидания консолидированной позиции по наиболее противоречивым вопросам, создавая эффективную платформу для обмена мнениями и взглядами специалистов, аналитиков и политологов из всех пяти прикаспийских государств.
В рамках конференции состоялось две панельные дискуссии: развитие транспортной инфраструктуры Каспийского региона и развитие экономических интересов каспийских государств через призму общественных связей и информационных технологий. Модератором дискуссий выступил генеральный директор Института Каспийского сотрудничества Сергей Михеев. В конференции приняли участие ведущие эксперты, представители международных организаций и диппредставительств прикаспийских стран. Так, с докладами выступили Октай Садыхов (старший преподаватель кафедры дипломатии и внешней политики БСУ (Азербайджан); Игорь Загребельный (президент ассоциации экспедиторов и судовладельцев Астраханской области, Lakor ltd Company (Россия); Адиль Каукенов (старший аналитик Агентства по рентабельности инвестиций (Казахстан); Рауф Раджабов (главный редактор THINK TANK 3rd View, политический аналитик (Азербайджан); Ильгар Велизаде (руководитель Клуба политологов «Южный Кавказ» (Азербайджан); Алексей Синельщиков (официальный представитель Института каспийского сотрудничества в Астраханской области (Россия); Фуад Ализаде (зав. отделом экономики газеты «Зеркало», к.э.н. (Азербайджан); Эдуард Полетаев (главный редактор газеты «Свобода слова» (Казахстан). Также конференцию посетила иранская делегация. Кроме того, в числе приглашенных и выступающих были политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития, главный редактор журнала «Федерал» Григорий Трофимчук, эксперт по Центральной Азии Андрей Грозин, руководитель аналитического отдела Информационно-аналитического центра по изучению постсоветского пространства Юлия Якушева, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарёв и др.
Участники широко осветили перспективы сотрудничества прикаспийских государств и акцентировали внимание на существующих проблемах, вызовах и угрозах взаимодействия партнеров. Основным преимуществом проведенной конференции следует назвать ее международный транснациональный характер, позволяющий услышать и идентифицировать позиции всех стран каспийской пятерки – Россия, Азербайджан, Иран, Казахстан и Туркменистан (к сожаления, представители данной страны не смогли присутствовать на мероприятии, однако о его результатах будут своевременно оповещены). Стоит отметить, что все стороны продемонстрировали свою конструктивную направленность на совместную работу и достижение взаимоприемлемых и взаимовыгодных решений, а также общее видение будущего развития Каспийского региона, и, что не мало важно, проявили солидарность и умение договариваться по существующим проблемным зонам взаимодействия. В своем вступительном слове С. Михеев заметил, что «потенциал Каспия до конца не реализован» и выказал уверенность, что прикаспийские страны смогут более эффективно использовать данное пространство в выгодном для себя направлении, эффективно реализуя свои национальные интересы и не допуская превращения себя в инструменты чьей-то геополитической игры. Он назвал Каспий «морем сотрудничества, нашим общим домом», ответственность за сохранение которого находится в руках самих прикаспийских государств.
Как известно, через территории прикаспийских государств проходят важнейшие транспортные маршруты, объем грузоперевозок по которым стабильно растет. В настоящее время на евразийском пространстве существует множество конкурентных транспортных проектов, лоббируемых различными, в том числе, и внешними игроками. В частности о позиции Китая в центрально-азиатско-каспийском регионе говорил старший аналитик по Агентства по рентабельности инвестиций Адиль Каукенов. Он отметил, что стратегия Китая в регионе претерпевает существенные изменения: Китай работает над реализацией энергетического коридора Шелкового пути, который включает в себя достижение следующих целей: создание логистической инфраструктуры, транспортного коридора для транспортировки продуктов в Европу, строительство сухопутного моста с Ираном для диверсификации маршрутов энергоресурсов, а также стремление укрепить свои позиции. По словам эксперта, в основе активности Китая в данном регионе лежат преимущественно геополитические интересы — «экономические инвестиции, прежде всего, необходимы для достижения энергетической безопасности». Программа Нового Шелкового пути включает в себя: ж/д магистраль Пекин-Лондон, ж/д Китай-Кыргызстан-Узбекистан, ж/д магистраль Китай–Киргизия–Таджикистан–Афганистан–Иран и др.
Другой участник конференции со стороны Азербайджана Фуад Ализаде обратил внимание на так до сих пор и не реализованный транспортный проект «Север-Юг», поддерживаемый Россией. Он отметил, что соглашение о начале строительства необходимой инфраструктуры было достигнуто в 2000 г., «но прошло 14 лет, а большая часть работ не выполнена. Самые сложные работы только начинают осуществляться». Также, по словам эксперта, не создано и трехстороннее предприятие по совместной добыче и нефтепереработке между Ираном, Азербайджаном и Россией. Он напомнил, что не так давно между руководством Ирана и Азербайджана был подписан меморандум о сотрудничестве в развитии авто- и ж/д дорог, но каких-либо конкретных результатов за этим не последовало. Г-н Ализаде выразил надежду, что после снятия санкций с Ирана или их значительного смягчения ситуация может измениться.
Тема «иранских санкций» была затронута и в выступлении официального представителя Института Каспийского сотрудничества в Астраханской области Алексея Синельщикова, поскольку динамика российских внешнеторговых грузов на Каспии, которой был посвящен доклад участника, находится в прямой зависимости от внутренней ситуации, состоянии экономии и международного положения Ирана. «Через астраханские порты стабильно проходили грузы, пик обнаружился в 2007 г. Однако санкции против Ирана сократили перечень товаров и наложили ограничения на грузопотоки (произошло падение грузопотока через астраханские порты). Сейчас санкции смягчены, наметились и изменения в структуре грузопотока», — отметил эксперт. Тревожным сигналом для российско-иранских торгово-экономических взаимоотношений может быть переориентировка рынка Ирана на других поставщиков, в основном, металла и нефтяного и каменноугольного кокса. Кроме того, г-н Синельщиков указал на то, что Россия на иранском рынке конкурирует с некоторыми центрально-азиатскими странами: если через российские порты в период усиления санкция против Ирана падение грузоперевозок было порядка 50 %, то Азербайджан демонстрировал прирост на 8 %, Казахстан имел небольшие колебания в структуре грозового экспорта продукции.
В свою очередь, президент ассоциации экспедиторов и судовладельцев Астраханской области Игорь Загребельский представил подробный отчет о состоянии грузоперевозок на Каспии и глубокий анализ особенностей транспортных маршрутов в Прикаспийском регионе. Он отметил, что рынок нефтеперевозок переживает в настоящий момент ощутимый подъем. «Хотя Каспий весьма тесно связан с мировым энергетическим рынком сетью трубопроводов, тем не менее, танкерные перевозки, как альтернатива трубопроводам, сохраняют свою актуальность», — отметил эксперт. В частности, ежегодно перевозки нефти и нефтепродукт достигают 18 млн тонн. Основные потоки – Казахстан Актау и Туркменбаши в сторону Баку-Махачкала, а также и иранский порт Нека. Крупнейшим перевозчиком является судовладельческая компания «Азербайджанское Каспийское морское пароходство».
В контексте рассмотрения транспортной и инфраструктурной проблематики представитель Азербайджана, главный редактор THINK TANK 3rd View, политический аналитик Рауф Раджабов подчеркнул, что Азербайджан стремится исповедовать мновекторную внешнюю политику, взаимодействуя и с Европой, и с центрально-азиатским регионом на взаимоприемлемых и взаимовыгодных условиях. С его точки зрения, для эффективной интеграции Азербайджана в транскаспийские и трансевропейские транспортные пути жизненно необходима система обеспечения региональной безопасности. Г-н Раджабов в своем выступлении определил основные вызовы и возможные факторы дестабилизации ситуации в Каспийском регионе:
— ужесточение борьбы между геополитическими акторами за контроль над энерготранспортными маршрутами как инструмент контроля над черноморским бассейном, каспийским регионом и центрально-азиатским пространством;
— рост влияния террористических и экстремистских движений на территории прикаспийских стран;
— рост незаконной торговли наркотиками, обеспечивающих главный источник финансирования террористических и экстремистских организаций;
— реанимация карабахского конфликта;
— добыча и транспортировка каспийской нефти и региональная безопасность.
Кроме того, эксперт напомнил, что вывод войск НАТО из Афганистана через территорию Азербайджана не будет способствовать закреплению на его территории американского военно-политического присутствия, поскольку азербайджанская сторона ранее уже давала гарантии Ирана, что подобный сценарий является неприемлемым и не имеет шансов на реализацию. Весьма важными являются основополагающие принципы сотрудничества прикаспийских государств, на которые указал политический аналитик, а именно: взаимовыгодность, взаимодополняемость, взаимозависимость, взаимопонимание, воля. Данные принципы органично дополняют принципы, предложенные иранской делегацией. В частности, представитель Ирана акцентировал внимание на необходимости руководствоваться «добрыми намерениями и справедливостью» при разрешении спорных вопросов каспийского сотрудничества.
Более скептически настроенным был политолог Григорий Трофимчук, который выразил обеспокоенность ситуацией на Украине, имеющей возможность быть проецированной на Каспийский регион. Он предложил рассматривать Черноморский и Каспийский регионы как единое целое, нечто нераздельное, столкнувшееся с общими угрозами и катастрофическими опасностями. «Одним из основным вопросов является милитаризация региона. Страны вынудят заниматься этой проблемой в приоритетном режимом по сравнению с другими мирными направлениями», поскольку события на Украине показывают, что перед глобальными потрясениями стоит весь регион. Кроме всего прочего, г-н Трофимчук выразил уверенность в том, что насущной необходимостью в современных условиях становится создание российско-китайского альянса евразийского характера как одного из стабилизирующих факторов. Он также дал несколько рекомендаций и замечаний относительно возможности укрепления каспийского сотрудничества: сохранение у власти в прикаспийских государствах сильных лидеров и понимание того, что «Каспий не должен ложиться под Европу», государства должны осознать, что они имеют больше отношения к Востоку, нежели к Западу. В настоящее же время эксперт вынужден констатировать, что «евразийское пространство стремительно сужается». Поддерживая высказанные тезисы, С. Михеев заметил, что «Украина – это результат внешнего плана. А мы все [прикаспийские государства] потенциальные кандидаты на применение этого плана».
Отдельной темой обсуждения стала проблематика конструирования позитивного имиджа Каспийского региона. В этой секции с докладом выступил главный редактор газеты «Свобода слова» Эдуард Полетаев. Как считает эксперт, основными индикаторами, которые привлекают внимание СМИ к данному региону, являются темы осетровых, экологии, транспорт, транзит, милитаризация, нефтедобыча, экономические потребности третьих стран (США, ЕС, Китай), терроризм. С его точки зрения, недостаточно освещается туристическая деятельности, существует провал в информационном освещении Туркменистана. Воспринимать Каспий как бренд все еще не привыкли, причиной тому отсутствие целенаправленной информационной политики по формированию позитивного имиджа региона и качественного контента. Об этом также упоминал г-н Раджабов, указывая на отсутствие стратегии формирования позитивного имиджа Каспия и эффективной модели единого информационного пространства.
Таким образом, формирование единого информационного пространства прикаспийских государств и интенсификация научных, экспертных и образовательных контактов является важным направлением взаимодействия, требующим тщательной проработки и конструктивной направленности стран каспийской пятерки. Рассчитываем, что регулярные конференции Института Каспийского сотрудничества будут способствовать достижению прогресса в данной области.
Алла Левченко (Институт Каспийского сотрудничества)