Съезд прошел, вопросы остались…

Дата

Съезд прошел, вопросы остались…

Во Дворце мира и согласия в Астане в последних числах мая прошел IV Съезд лидеров мировых и традиционных религий. Представительный форум собрал 85 делегаций из 40 стран мира. В частности, в нем участвовали Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Генеральный секретарь Всемирной исламской лиги Шейх Абдалла бен Абдель Мухсин ат-Турки, глава делегации Святого Папского Престола кардинал Джованни Лайоло, Генеральный секретарь Всемирной ассамблеи сближения исламских мазхабов Аятолла Мухаммад Али Тасхири, главные раввины Израиля Йона Мецгер и Шломо Амар, Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова и многие другие.

Вместе с тем, прежде всего, вызывает вопрос правомерность названия этого мероприятия. Как известно, сейчас статус мировых имеют три религии – ислам, христианство и буддизм. Но, если первые два мировых культа были представлены достаточно широко и, что еще важно, статусно, то о представителях буддизма в официальной хронике сказано лишь то, что они присутствовали. Кроме того, до сих пор с трибуны данного форума не прозвучало объяснения термина «традиционные религии». Это тем более актуально, что в мире по этому вопросу наблюдается масса разночтений. Причем некоторые из них, выставляя как традиционные древние языческие культы, ставят под сомнение «традиционность», например, ислама и православия в Казахстане и России, англиканской религии в Великобритании и т.д.

Девизом данного съезда лидеров мировых и традиционных религий стала фраза «Мир и согласие как выбор человечества». И в своей приветственной речи, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев объяснил всю актуальность выбранной сентенции. Напомнив собравшимся, что предыдущие съезды проходили на «пике сложных глобальных процессов» (угрозы распространения религиозного экстремизма, мировой финансово-экономический кризис и т.д.), глава государства отметил, что и нынешний форум проходит в непростое время «глобальной трансформации мирового порядка». Так, сегодня во всем мире насчитывается более одного миллиарда безработных, среди которых не меньше половины составляют молодые люди с хорошим образованием. В результате мир стоит на пороге глобальной рецессии. Такая ситуация может привести к радикализации и криминализации молодежной среды, что угрожает многим обществам масштабным социальным катаклизмом.

Назарбаев указал и на другие мировые «язвы», которые, нарывая, требуют духовного целительства: кризис морально-нравственных ценностей, извращение природы человеческих взаимоотношений, вытеснение тезиса «честный труд» стремлением к быстрой наживе, глумление над святынями. Все эти явления, к сожалению, не являются «достоянием» какого-либо одного общества, они наблюдаются повсюду. Поэтому «никогда в глобальной истории у человечества не было более востребованных ценностей, чем Мир и Согласие», подчеркнул президент РК. При этом нестабильным обществам он противопоставил казахстанский опыт построения успешного развития страны. Официальная установка понятна и неизменна: независимый Казахстан – это страна, где в мире и согласии живут 140 этносов и 46 религиозных общин.

Объективности ради надо признать, что казахстанский лидер стал не только вдохновителем, но и главным генератором идей, осуществленных либо ожидающих своего воплощения в рамках Съезда лидеров мировых и традиционных религий. Так одной из идей, зародившейся еще на третьем и воплотившейся на четвертом съезде, стало создание Совета религиозных лидеров, в который помимо высшего духовенства трех авраамитских религий вошли представители буддизма, синтоизма, индуизма и зороастризма.

По словам президента РК, Совет религиозных лидеров – это новый постоянный орган, который со временем может стать важным инструментом глобального миротворчества, авторитет и потенциал которого «дают возможность принимать обращения и воззвания, в том числе и в условиях возможных конфликтов». Совет также взял на себя такие функции, как глобальный мониторинг прав и свобод верующих, взаимодействие с другими международными структурами, деятельность по поддержанию балансов в процессах мирового развития.

Соответствующая инициативность Казахстана и его лидера не остались без признания и положительных оценок со стороны других участник5ов съезда. Так, по мнению главного израильского раввина Шломо Амара, деятельность президента Казахстана, направленная на обеспечение согласия между народами и культурами, привела к тому, что сегодня можно говорить о создании «новой Организации объединенных наций, объединившей не только народы, но и религии, культуры и общества с различными идеологиями и мировоззрением, видящие надежду на мир – в диалоге».

Нурсултан Назарбаев также поделился с собравшимися своими идеями по созданию эффективной модели мировых взаимоотношений «G-GLOBAL – ВЕЛИКИЙ МИР». Ее фундаментальными принципами он считает:

1) эволюционность развития социально-политических систем и отказ от революций как форм политического развития;

2) справедливость, равенство и консенсус во взаимоотношениях между всеми государствами;

3) глобальную транспарентность, отвергающую всякие «двойные стандарты» и «закулисы» в международных отношениях;

4) конструктивную многополярность как систему геополитических балансов, избавленных от блоковой психологии прошлого столетия;

5) глобальную толерантность и доверие как первооснову межкультурного, межрелигиозного и межгосударственного взаимодействия в ХХI веке.

В рамках электронного портала «G-GLOBAL» глава государства предложил создать Интернет-ресурс, посвященный вопросам формирования и укрепления глобальной толерантности и доверия. Идея была принята, и в ближайшем будущем участники съезда решили провести международную онлайн-конференцию по вопросам нравственного воспитания детей, подростков и молодежи, поддержке семейных ценностей.

Пересказывать же речи высокотитулованных служителей различных культов не имеет смысла. Практически все они говорили о добре, нравственности, толерантности, мире и согласии, были солидарны и поддерживали инициативы казахстанского президента. Трудно поспорить со всем сказанным. Однако бросается в глаза декларативность лозунгов, плохая связь с практикой. К тому же, рассуждая о толерантности, служители культов традиционных верований как-то обошли стороной, например, вопросы положения нетрадиционных религиозных течений и прав на свободу вероисповедания их приверженцев, особенно в постсоветских странах. Как говорится, «истина дороже». Впрочем, у каждой из религий истина своя.

Привлекло внимание выступление главы РПЦ Патриарха Кирилла, который отметил одну особенность общественного развития, заявив о провальности глобальных проектов перестройки общества в сторону атеизма. По его словам, «Если в обществе, в котором обычно большинство составляют верующие люди, почему-то объявляют тотально светским, если религию пытаются загнать в гетто, отделив от социальных процессов, то повторяют провалившуюся попытку государств с господствовавшей атеистической идеологией». Патриарх также считает, что там, где прерываются или игнорируются органичные или народные традиции, развиваются или привносятся извне новые религиозные образования, нередко «злокачественные». А люди, лишенные традиционных механизмов воспитания, становятся источниками агрессии, в том числе и в межрелигиозной сфере.

В дни работы IV Съезда лидеров мировых и традиционных религий прошли секционные заседания на темы «Роль религиозных лидеров в достижении устойчивого развития», «Религия и мультикультурализм», «Религия и женщина», «Духовные ценности, современные вызовы» и «Религия и молодежь». Обмен мнениями на этих секциях получил отражение в итоговом документе, который озвучил епископ Англиканской церкви Ник Бейнс. Стоит подробнее остановиться на личности последнего. В мире он известен своими одиозными высказываниями по поводу актуальности христианского Священного писания. Именно ему принадлежит фраза о том, что «песни «Битлз» намного эффективнее Библии выражают христианские истины». Англиканский епископ также пишет молитвы для футбольных фанатов, где называет Бога «футболистом, который ввел космос в жизнь».

Трудно представить, что присутствующие на съезде ортодоксальные православные, мусульмане и иудеи хоть в какой-то мере разделяют инициативы английского протестанта. Тем не менее, именно Бернсу было доверено озвучить Обращение участников IV Съезда лидеров мировых и традиционных религий. Хотя, наверное, потому, что у него не было возможности добавить что-нибудь «от себя».

Что касается самого обращения, то его подписанты единодушны в следующем: «Мы считаем укрепление нравственно-духовной основы общества и возрождение традиционных семейных ценностей непременным условием устойчивого развития мира, ключом к познанию смысла и цели человеческого бытия. Мы убеждены, что созидательная роль женщин в семье и обществе должна пользоваться глубоким уважением, признанием и получать всемерную поддержку от людей и организаций».

Духовные лидеры также убеждены в том, что одной из важнейших задач является укрепление нравственного фундамента молодежи. А делать это нужно через формирование позитивных жизненных ориентиров, через знание родного языка, культуры, религиозных традиций своего народа. Наконец, все собравшиеся в эти дни во Дворце мира и согласия высказали убежденность в том, что единственным путем созидания безопасного мира является диалог, основанный на принципах взаимного уважения и понимания, сострадания и прощения, справедливости и солидарности.

Несмотря на то, что съезд в основном имел имиджевое значение для Казахстана, его президента и столицы республики, неожиданно появился вполне реальный негативный внешний резонанс. Украинская греко-католическая церковь распространила заявление о том, что от главы РПЦ Кирилла «отошла Божья благодать» за то, что он в Астане сидел за одним столом с «язычниками» и признал «будто язычники, которые почитают демонов, идут тем же самым путем спасения, что и христиане». Интересно, что этот гнев украинских униатов, а по сути – католиков, не распространился на кардинала Джованни Лайоло и всех членов делегации Святого Папского Престола, также сидящих рядом с «язычниками». Поэтому есть большое подозрение, что вся эта высокопарная риторика обусловлена банальной неприязнью к «москалям».

В любом случае, значимость рассматриваемого мероприятия нельзя оценивать однозначно. С одой стороны, имело место некое «сотрясание воздуха», которым «грешит» уже не первый такой съезд. Да и многие вопросы остались невыясненными. Например, соотношение сказанного президентом РК «мы создаем условия для того, чтобы каждый человек мог свободно исповедовать свою религию» с отдельными нормами закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» и их применении на практике.

С другой стороны, не следует приуменьшать роль каждого из участников IV Съезда лидеров мировых и традиционных религий в сохранении и упрочении мира и стабильности во всем мире. Ведь, имея за собой многомиллионные паствы, религиозные лидеры неосторожным упоминанием о различиях между конфессиями, которых, без сомнения, много, могут подтолкнуть человечество в хаос войны, спровоцировать ненависть и неприятие между людьми, обществами, странами. Тем ценнее то, что на астанинском форуме духовные отцы наций, сидя за одним столом, показали всему человечеству пример конструктивного диалога. Ведь куда лучше выяснять отношения за чашкой чая, чем на поле брани!

«Правила игры», июнь 2012 г.

Ольга Гребенюк 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Поделиться

Подписаться

spot_img

Популярное

Интересное
Похожее

Каким ты был, год уходящий?

Наряду с постоянными нашими читателями есть у нас и...

Внешняя политика Республики Казахстан: вчера и сегодня

В номере III журнала «Россия и новые государства Евразии»,...

Спикер Мажилиса Парламента встретился с членами Общественной палаты Жаксыбеком Кулекеевым и Андреем Чеботарёвым

Председатель Мажилиса Парламента Ерлан Кошанов обсудил актуальные вопросы законотворческой...

Реформирование системы местного самоуправления в Казахстане назрело

Резонансное убийство несовершеннолетнего Шерзата Болата, совершенное 4 октября т.г.,...