Последняя головомойка, которую устроил президент Нурсултан НАЗАРБАЕВ ряду высокопоставленных чиновников, дала повод говорить о том, что в ближайшее время, возможно, произойдут кадровые изменения на ключевых государственных постах. “Вы служите народу — зарубите себе это на носу или еще где-нибудь!” — очередная крылатая фраза главы государства витает над незадачливыми головами чиновников черной тенью. Над кем из них сгущаются тучи, кто все еще держит нос по ветру и кто будет делать погоду в стране в ближайшем будущем — об этом мы беседовали с политологом Андреем ЧЕБОТАРЁВЫМ.
— Каковы ваши впечатления от работы нынешнего состава правительства?
— Пока можно сказать лишь, что новый премьер-министр справляется с руководством работой правительства. Предварительные же результаты этой работы принято оценивать после первых 100 дней с момента его назначения. Правда, с учетом некоторых недостатков в работе прежнего правительства, с одной стороны, и сохранения большинства его членов в действующем составе — с другой, Серику Ахметову не позавидуешь. В определенной степени это подтверждают нарекания президента страны в адрес кабмина и отдельных ведомств на недавнем совещании по развитию регионов.
На Ахметова лег большой груз ответственности за завершение программ ФИИР, развитие моногородов, “Доступное жилье-2020”, начало эксплуатации крупнейшего нефтяного месторождения Кашаган, вывод некоторых дотационных регионов в разряд доноров и много всего другого. Поэтому он, в частности, был вынужден апеллировать к авторитету главы государства, потребовав от своих подчиненных исключить формальный подход к реализации поручений президента. Хотя премьеру следует теперь пойти дальше и не стесняться ставить перед президентом вопрос о соответствии тех или иных членов правительства занимаемым ими должностям.
— Можете ли вы определить самые слабые звенья в системе функционирования правительства и госаппарата в целом?
— Более месяца назад в стране было проведено исследование по жалобам на госорганы, поступившим в течение 2003-2011 гг. от граждан к уполномоченному по правам человека. Оказалось, что больше всего претензий на работу правоохранительных органов и особенно полиции, акимов и их подчиненных, а также обращений по вопросам социальной защиты и жилищной проблематике.
Так что народу виднее. Поэтому итоги аттестации в органах внутренних дел с отсевом большого количества их сотрудников нужно относить не к заслугам, а к минусам руководства МВД. Рухнувший в апреле этого года многоквартирный дом в Караганде можно считать самым громким сигналом о том, что руководство Агентства по делам строительства и ЖКХ давно не справляется с делами во вверенных ему сферах. А последние дискуссии и тревожные ожидания в обществе по поводу дальнейшего развития пенсионной системы затрагивают всего лишь одно направление проблем, которые достались новому министру труда и социальной защиты населения Серику АБДЕНОВУ от его предшественницы.
— Известно, прогнозы — дело неблагодарное. И все-таки: ожидаете ли вы в ближайшее время каких-либо структурных и кадровых изменений на ключевых государственных постах?
— Как ни странно, точечные прогнозы, касающиеся тех или иных высокопоставленных персон, зачастую делать гораздо легче, чем прогнозировать определенные политические события и процессы.
Если исходить из итогов последнего совещания в Астане, то трудно сказать, почему за весь корпус акимов, образно говоря, пришлось отдуваться главе Северо-Казахстанской области Серику БИЛЯЛОВУ. Хотя я не исключаю, что он был выбран для выговора не из-за собственных просчетов и ошибок, а для того, чтобы разбор полетов главы государства с акимами плавно перешел в перестановки среди определенной части из них. По большому счету, проштрафившихся в команде акимов предостаточно.
Замечание президента о слабой работе по модернизации ЖКХ вполне может стоить кресла руководителю профильного агентства Серику НОКИНУ. Соответствующий сигнал министру сельского хозяйства Асылжану МАМЫТБЕКОВУ поступил в виде довольно жесткой критики работы аграрного ведомства во время его сентябрьской встречи с парламентариями. Кроме того в преддверии 16 декабря логичной с политической точки зрения была бы смена министра внутренних дел. К тому же для этого есть формальный повод в лице хотя бы неутешительных итогов аттестации среди полицейских.
— А ждет ли кого-то повышение по службе?
— Учитывая, что Серику Ахметову надо укреплять собственную команду, мне представляется, что в ближайшее время ее могут пополнить депутат мажилиса Кожахан ЖАБАГИЕВ и аким Аркалыка Берик АБДЫГАЛИУЛЫ. Оба они в разное время работали с Ахметовым и имеют солидные послужные списки, чтобы занять серьезные позиции в канцелярии премьера или определенных ведомствах.
Хорошие предпосылки для карьерного роста имеет, на мой взгляд, председатель Агентства по делам спорта и физической культуры Талгат ЕРМЕГИЯЕВ. Как менеджер он проделал большую работу для достижения казахстанской сборной существенного успеха на XXX летних Олимпийских играх. Причем я здесь хочу выделить не столько его, сколько представителей той когорты управленцев, которые могут быть в пожарном порядке брошены на различные участки для устранения критических ситуаций и улучшения качества управления. В России, например, к таковым я бы отнес нынешнего министра обороны Сергея Шойгу.
Еще более существенным моментом является необходимость ротации в личной кадровой “колоде” главы государства. Представителей старой гвардии в ней за последние годы заметно сократилось. Поэтому президент периодически привлекает в центральные звенья госаппарата, поближе к себе, людей, активно проявивших себя на руководящей работе в регионах, а также в общественных структурах. В связи с этим рискну предположить, что повышение может получить наш коллега Ерлан КАРИН. Его активность на общественно-политическом поприще и в СМИ показывает, что он твердо держит руку на пульсе. И это вряд ли остается без внимания и должного признания со стороны руководства республики.
Впрочем, все это пока предположения, хотя и небезосновательные. Есть еще разные слухи и “сливы” о рокировках в силовом блоке — кадровых и структурных. Но я не сторонник делать прогнозы исходя из подобного рода информации.
— Что нужно предпринять, чтобы усилить систему госуправления? На чем стоит акцентировать внимание, на ваш взгляд?
— Одной смены руководящих кадров в тех или иных звеньях госаппарата будет, конечно, явно недостаточно. Нужны серьезные меры системного характера. Очевидно, что президент осознанно и регулярно добивается от подчиненных ему чиновников повышения эффективности своей работы по выполнению его стратегических установок и конкретных поручений в различных сферах официальной политики. Однако частота и жесткость его критических высказываний в их адрес свидетельствуют о том, что обозначенные главой государства проблемы и недостатки в работе соответствующих госорганов и должностных лиц не устраняются и, более того, периодически повторяются.
Президент не зря высказался за создание единого контролирующего госоргана. На мой взгляд, эту инициативу можно развить до создания Главного контрольного управления (ГКУ). Причем, полагаю, этот орган должен быть подчинен исключительно президенту и по его поручению контролировать даже работу АП и его подразделений. Не говоря уже о контроле за фондом “Самрук-Казына” и прочими квазигосударственными структурами.
Параллельно “оку государеву” следует, на мой взгляд, ввести общественный контроль (со стороны НПО, СМИ и т. д.) прежде всего за качеством оказания госорганами всевозможных услуг населению и эффективностью расходования бюджетных средств. Само правительство, во всяком случае на уровне руководства, должно быть заинтересовано в таком контроле. Если, конечно, доверие населения и самосовершенствование не являются для него пустыми фразами.
«Время», 12.12.2012 г.
Игорь Хен