Завершившийся недавно судебный процесс по делу председателя незарегистрированной Народной партии «Алга!» Владимира Козлова, гражданских активистов Серика Сапаргали и Акжаната Аминова лишний раз демонстрирует несовершенство системы взаимоотношений между властью и оппозицией и отсутствия полноценного диалога между ними в Казахстане.
Еще в 1997 году в своей статье «Отсутствие сильной оппозиции означает политический просчет правящей элиты» я пришел к выводу о том, что при недемократическом режиме, который всячески ограничивает права и возможности демократической оппозиции, появляется другая оппозиция. Это либо вооруженная оппозиция, ведущая с режимом военно-партизанскую борьбу, либо внутренняя, то есть состоящая из лиц, которые будучи ярыми приверженцами режима и занимающие ключевые посты в органах власти, по тем или иным причинам готовы выступить против носителя верховной власти, вплоть до его свержения.
По горькой иронии именно с такой оппозицией казахстанские власти сталкиваются за последние 5 лет. В первом случае это религиозные экстремисты, осуществившие с 2010 года (принимая во внимание массовый побег из колонии строгого режима вблизи Актау в июне 2010 года – прим.) серию терактов и вооруженных столкновений с силами правопорядка. Пример второго случая наиболее ярко олицетворяет бывший старший зять главы государства Рахат Алиев.
Таким образом, чем больше в авторитарном стиле ведет себя с демократически настроенными оппонентами действующая власть (то есть, не допускает легальной деятельности различных партий и движений, ограничивает права оппозиционных сил на проведение собраний, митингов и шествий, преследует их активистов по откровенно надуманным уголовным основаниям и т.д.), тем больше она сталкивается с недемократической оппозицией. Не зря ведь утверждают психологи, что подобное притягивает подобное.
В целях недопущения дальнейшего развития в Казахстане этой негативной тенденции руководству республики следует пойти на реальный политический диалог с оппозицией. В свою очередь, для этого целесообразно, в частности, прекратить уголовное преследование ее представителей, а также создать новые диалоговые площадки наподобие действующих в свое время ПДС или Госкомиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ.
Что касается прошедшего судебного процесса, то он однозначно носил политический характер. Хотя бы потому что Владимиру Козлову и его соратникам инкриминированы «Призывы к насильственному свержению или изменению конституционного строя» и «Возбуждение социальной, национальной, родовой, расовой или религиозной вражды». То есть, речь идет о чисто политических статьях Уголовного кодекса.
По большому же счету, Козлов осужден из-за своих близких отношений с бывшим председателем совета директоров «БТА Банка» Мухтаром Аблязовым, находящегося с 2009 года в силу известных обстоятельств за рубежом. И тот, и другой практически никогда не скрывали, что являются политическими соратниками еще с создания в 2001 году общественного движения «Демократический выбор Казахстана» (ДВК).
Честно говоря, деятельность казахстанской политической оппозиции нельзя оценивать однозначно. Она имеет свои плюсы и минусы, переживает взлеты и падения. Движение, затем партия ДВК и сменившая их НП «Алга!» в этом не исключения. Но это отдельная большая тема. Тогда как сейчас актуальна дальнейшая судьба отдельно взятой личности, оказавшейся в довольно тяжелых условиях.
В связи с этим нужно вспомнить, что в 2002 году Мухтар Аблязов был осужден и находился в местах лишения свободы. А уже в 2003 году он был помилован главой государства. Впрочем, у каждой из участвующих в этом деле сторон имеется своя версия причин этого решения. Но сейчас важно не это, а сам прецедент подобного помилования.
С учетом того, что против «Ак Орды» уже не первый год действует недемократическая оппозиция, чья активность, похоже, не прекращается, держать в местах заключения того же Козлова представляется бессмысленным. Тем более, что вынесенный в отношении него и его соратников приговор уже создал негативный эффект как внутри страны, так и за рубежом.
Поэтому я считаю разумным и верным со стороны главы государства проявить свое благородное волеизъявление, если хотите, милосердие и помиловать Владимира Козлова. Это будет поступок, достойный Лидера нации. Если, конечно, общечеловеческие ценности смогут перевесить политические страсти.
Андрей Чеботарев