Большинство казахстанских партий так увлечены поиском места в парламенте, что фактически потеряли свое место в обществе. Отчасти это касается вопросов обеспечения национальной безопасности, считают участники круглого стола, прошедшего 16 ноября в Алматы, на тему «Антитеррористическая система РК. Диагностика проблем и роль общества», организатором которого выступили Национальный демократический институт международных отношений (США) и Группа оценки рисков.
Как резюмировал директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев, у политических партий нет системного подхода к решению вопросов профилактики терроризма и экстремизма среди населения. В частности, оппозиция в соответствующих событиях, проявившихся себя в течение апреля-ноября 2011 года в разных регионах страны, предпочитает в основном обвинять во всем государство и спецслужбы.
Безразличие большинства партий к данным трагическим событиям в стране налицо. По крайне мере политолог, пытаясь проанализировать ситуацию, не смог отыскать среди их малочисленных заявлений и других материалов по данной тематике ничего значимого и полезного.
Впрочем, после трагедии в Таразе наиболее оперативно, по словам А. Чеботарева, сработала ДПК «Ак жол», потребовавшая срочного созыва внеочередного заседания Общенациональной коалиции демократических сил «Казахстан-2020» и выработки ее усилиями конкретных мер по защите общества от рассматриваемых угроз.
— Правда, почему, во-первых, эта партия отреагировала только сейчас? Тогда как ни она, ни другие партии практически никак не проявлялись, например, во время не менее трагических событий в Актюбинской области. А, во-вторых, непонятно, как «Ак жол» собирается что-то реализовать, когда со стороны других участников коалиции, в которую официально входит свыше 600 движений и организаций, не было никакой реакции? – задался такими вопросами эксперт.
Переходя к ДП «Адилет», нужно отметить, что еще 20 сентября 2011 года совместно с независимыми профсоюзами она провела пресс-конференцию, на которой были обсуждены наиболее острые вопросы эскалации трудовых конфликтов и профилактики религиозного экстремизма.
— Но последнее в основном касалось обсуждения тогда еще законопроекта «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», — напомнил А. Чеботарев. — Безусловно, здравые мысли имели здесь место. Так, председатель партии Максут Нарикбаев заявил, что недопустимо забирать у госслужащих право молиться в специально отведенных помещениях. В противном случае это будет способствовать росту радикализации верующих и уходу госслужащих в нетрадиционные религиозные секты. Насколько обоснованны такие опасения партии в отношении работников государственных органов пока сложно сказать. Но, тем не менее, мы видим, что «Адилет» все же проявил заинтересованность в профилактике данных угроз хотя бы таким образом.
В свою очередь Коммунистическая народная партия Казахстана (КНПК) отделалась только выступлением ее лидера Владислава Косарева 1 ноября на заседании дискуссионного клуба «АйтPARK», в ходе которого он заявил, что «написал статью по поводу закона о религиозных объединениях, где целиком и полностью возложил на государственные органы ответственность за ту ситуацию, которая складывается вокруг религиозного экстремизма».
— Ответственность, конечно, на государство возложить можно. Однако, на мой взгляд, такой подход не красит партию, которая претендует на власть и выдвигала своего кандидата в президенты страны. Причем это касается не только КНПК, но и других партий, потому что каждая из них так или иначе претендует на управление делами государства и общества. И в этой ситуации говорить, что во всем виновато только государство и ответственно исключительно оно, неправильно. Понятно, что государство несет здесь наибольшую ответственность. Но, тем не менее, партии тоже должны нести свою долю ответственности. Хотя бы потому, что не все они активно работают с местным населением, особенно в регионах, и проявляются только к выборам, — сказал А. Чеботарев.
Конкретных заявлений не было и от ОСДП «Азат», находящейся в принципиальной оппозиции к властям. В ее случае эксперт привел только небольшой комментарий сопредседателя партии Булата Абилова, который тот дал 2 ноября радио «Азаттык» после известных событий в Атырау: «Следы исламского фундаментализма уже давно пустили свои корни на казахстанской земле, благодаря финансовой и религиозной поддержке. Череда взрывов – это реакция на подавление. К счастью, что действия исламистов не направлены на людей, а на чиновников и силовиков. В случившемся виноват КНБ: он не выполняет своих обязательств. Возможно, что спустя через 10-20 лет исламисты все-таки придут к власти, пока в стране есть место желаниям что-либо закрыть и подавить».
— При этом непонятно, чей след Абилов видит в атырауских событиях – внешний или внутренний? А что касается казахстанских спецслужб, то здесь политик прав, так как они больше внимания уделяют борьбе с оппозицией. Более того, со стороны силовиков в разное время даже были допущены определенные действия, которые можно квалифицировать как террор в отношении оппонентов правящей элиты. Достаточно вспомнить убийство сопредседателя ДПК «Настоящий Ак жол» Алтынбека Сарсенбайулы, к которому оказались причастны группа сотрудников спецподразделения КНБ «Арыстан», — отметил А. Чеботарев.
В целом, на взгляд политолога, существует три фактора, которые не позволяют политическим партиям полноценно участвовать в антитеррористической системе общества и государства.
Во-первых, это фактор неустойчивых социально-политических настроений населения Казахстана.
— Значительная часть граждан замкнута на решении своих личных и семейно-бытовых проблем. Это обстоятельство способствует росту аполитичности казахстанцев и, как следствие, делает их равнодушными по отношению к деятельности политических партий. К тому же в настоящий момент времени население Казахстана фактически не нуждается в политических партиях как потенциальных посредниках между ним и государством. Единственным исключением является НДП «Нур Отан», которую многие граждане воспринимают как альтернативную государственным органам структуру, способную помочь им решить волнующие их проблемы и вопросы, — пояснил А. Чеботарев.
Во-вторых, это фактор неучастия партий в процессе осуществления государственной власти и управления.
В третьих, это фактор невыполнения практически всеми казахстанскими партиями функций политической социализации (привлечение широкого круга граждан к участию в политическом процессе, формирование у них определенного политического мировоззрения и содействия приобретению ими необходимых для политического участия свойств и навыков) и политической организации (обеспечение институционализации политического участия граждан, направление их на конкретные социально-политические действия) граждан.
— Фактически в деятельности партий участвует определенная группа лиц, сводимая, как правило, к лидерам этих партий и их окружению, — сетует эксперт. – В результате это обстоятельство выражается в недостаточной работе и, соответственно, низком уровне взаимодействия большинства казахстанских партий с населением. Отдельные партии вообще проявляют заметную пассивность и заявляют о себе преимущественно во время парламентских выборов. Всевозможные заявления и обращения тех или иных партий, как правило, больше адресованы властям и поэтому не встречают большого интереса и поддержки среди населения.
В целом, А. Чеботарев затрудняется ответить на вопрос, что делать партиям для преодоления такого барьера? Во всей этой критической ситуации, на его взгляд, пока что целесообразным представляется только призыв лидера ДПК «Ак жол» Азата Перуашева к другим партиям и движениям «оставить разногласия и амбиции, и принять участие в рассмотрении этих приоритетных для каждого казахстанца вопросов». Ведь терроризм, констатирует политолог, — это не виртуальная и не далекая угроза, которая происходит где-то в Афганистане или Таджикистане, она уже здесь, на казахстанской земле, и политическим партиям нужно всерьез задуматься над этим.
«Quorum.kz», 18.11.2011 г.
Сауле Исабаева
***
Партии озабочены выборами, а не профилактикой терроризма, считают эксперты
Политолог Андрей Чеботарев проанализировал, как казахстанские партии отреагировали на последние события в Таразе, и пришел к выводу, что сегодня их больше интересует место в парламенте, а не работа с населением.
Большинство казахстанских партий пассивно, считает Андрей Чеботарев. Об этом он заявил сегодня в ходе круглого стола на тему «Антитеррористическая система Казахстана. Диагностика проблем и роль общества».
В политической жизни страны, как правило, участвуют лишь лидеры партий и их ближайшее окружение, да и то зачастую только в преддверии очередных выборов. Поэтому у наших партий, считает Чеботарев, нет системного подхода к решению вопросов, связанных с профилактикой терроризма среди населения.
Анализируя реакцию партий после недавних событий в Атырау и Таразе, он пришел к выводу, что политики отреагировали на возрастающую угрозу терроризма крайне вяло. Хотя партия тогда еще «Отан» опубликовала свое заявление по поводу террористических актов и проявлений религиозного экстремизма еще в 2002 году. В нем, в частности, сказано, что «Наряду с применением антитеррористических актов архиважна сегодня широкомасштабная гуманистическая и разъяснительная работа, ибо, как показывает историческая практика, ненависть невозможно преодолеть ненавистью», а также, что «необходимо проводить комплексную программу планетарного, континентального, регионального и государственного уровня», цитирует Чеботарев. И тут же задается вопросом, почему эта партия переживает за всю планету, а не за родную страну, хотя первые сигналы терроризма в Казахстане появились уже тогда?
По его словам, единственной партией, которая оперативно отреагировала на последние события в Таразе, была ДПК «Ак Жол». Там предложили срочно созвать совещание общенациональной коалиции демократических сил «Казахстан-2020», чтобы разработать и предложить какие-то конкретные шаги по борьбе с терроризмом. Однако остается непонятным, как партия собирается эти шаги реализовывать, когда никакой реакции со стороны других участников коалиции так и не последовало.
Большинство оппозиционных партий всю вину в сложившейся ситуации целиком и полностью возложили на государство.
«Говорить о том, что во всем виновато только государство, на мой взгляд, неправильно. Конечно, государство несет большую ответственность, но партии тоже должны что-то делать. Хотя бы только потому, что далеко не все они активно работают с местным населением, да и появляются только во время выборов», — говорит Чеботарев.
На вопрос же представителя партии «Адилет» о том, что можно сделать, модератор круглого стола политолог Досым Сатпаев заметил: «Давайте уже начнем работать с тем, что имеем, а не жаловаться на остальных». И подытожил: «Большинство наших партий так увлечены поиском места в парламенте, что давно уже потеряли свое место в обществе».
Первый канал «Евразия», 16.11.2011 г.
Карина Жестовская