10 декабря 2013 года в городе Алматы была проведена международная научно-практическая конференция «Социальная справедливость: зарубежный опыт и центральноазиатское измерение».
Организаторами мероприятия выступили Центр актуальных исследований «Альтернатива» и Филиал Фонда Розы Люксембург (ФРГ) в Российской Федерации.
Основной целью конференции стало получение объективных экспертных оценок относительно концептуально-теоретических и прикладных аспектов феномена социальной справедливости, а также уровня и механизмов ее обеспечения в странах Центральной Азии.
В работе конференции приняли участие представители научно-исследовательских структур, экспертного сообщества, политических партий и неправительственных организаций из Беларуси, Германии, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана и Украины.
В ходе конференции были озвучены следующие выступления:
• Айгуль Тулембаева, доктор экономических наук: «Социальная справедливость в контексте противоречий капитализма в современных условиях»
• Валихан Тулешов, директор Института регионального развития Международной академии бизнеса: «Особенности понимания социальной справедливости в условиях перехода казахов к новой культурно-цивилизационной парадигме жизни»
• Дагмар Энкельман, председатель Правления Фонда Розы Люксембург (ФРГ): «Немецкая партия Ди Линке (Левая Партия) и ее роль в европейском и международном контексте»
• Леся Каратаева, заместитель директора Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан: «Социальная несправедливость как фактор экстремизма и терроризма»
• Дмитрий Орлов, генеральный директор аналитического центра «Стратегия Восток-Запад» (Кыргызстан): «Социальная справедливость и манипулирование ей в интересах политических элит: на примере Кыргызстана»
• Музаффар Олимов, директор Научно-исследовательского центра «Шарк» (Таджикистан): «Социальная справедливость, неравенство и развитие человеческого капитала: уроки Таджикистана»
• Яков Асминкин, директор Центра социальных исследований «TAHLIL» (Узбекистан): «Основные тенденции в сфере занятости, социальной защиты и снижения уровня малообеспеченности в Узбекистане»
• Петер Линке, эксперт Фонда Розы Люксембург (ФРГ): «Постчеловек и социальная справедливость»
ЦАИ «Альтернатива»
***
Есть ли социальная справедливость в Казахстане?
«Одним из ярких проявлений социальной несправедливости в Казахстане является политика, которая проводится государством в отношении женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком», — рассказала активистка движения «За справедливые декретные» Александра Алехова в ходе выступления на конференции «Социальная справедливость: зарубежный опыт и центральноазиатское измерение», прошедшей 10 декабря в Алматы.
«С 2013 года поведение государственных чиновников заставило нас, обыкновенных работяг, превратиться в протестующую массу. Порцию социальной несправедливости мы, наша группа «За справедливые декретные», хапнула с лихвой, выше крыши. Социальная справедливость без исключительного участия государства невозможна, потому что всегда найдутся такие категории, которые нужно обеспечивать государством, которые не могут зарабатывать. Нельзя говорить о социальной справедливости, если инвалид или пенсионер недоедает, а у кого-то яхта за 30 миллионов долларов.
Когда государство в 2013 году принимало поправки в законодательство о социальном обеспечении, главным аргументом государственных чиновников было достижение социальной справедливости, то есть ограничение по декретным выплатам как раз было связано с тем, что государство хотело достичь социальной справедливости. Каким образом это было сделано: есть категория женщин, которые зарабатывают свыше 186 тысяч тенге; есть те, которые зарабатывают меньше этой суммы — так вот, всех уравняли по низкому уровню, то есть нет бы тем женщинам, которые мало зарабатывают, добавить, но они забрали у тех, кто зарабатывал побольше. Вот это политика социальной справедливости нашего государства», — добавила активистка.
Направленный на обеспечение социальной защищенности законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социального обеспечения», согласно которому за счет государства будет введена дополнительная выплата обязательных пенсионных взносов для работающих женщин в период нахождения в отпусках по рождению и уходу за детьми с общим размером выплат в накопительный пенсионный фонд до 10% от прежнего их дохода, также не является особо эффективным, считает Алехова: «Конечно, приятно, что государство о нас думает, разрабатывая такие вот законопроекты, но с другой стороны, это такой хитрый способ одновременно сгладить острые углы и при этом много не потерять с финансовой стороны».
«Социальная несправедливость – это неотъемлемая часть капиталистического общества, а борьба с ней является необходимым фактором устойчивости государства в условиях рыночной экономики», — такое мнение высказала доктор экономических наук, профессор Международной академии бизнеса Айгуль Тулембаева.
«Если рассматривать с точки зрения системного подхода: если система стабильна, она неустойчива. Это никто не придумал, оно так есть. Соответственно, наличие кризисов приводит к тому, что она обретает устойчивость. Все дело в интенсивности кризиса: если система долгое время была стабильной, кризис приведет к ее разрушению или кардинальному трансформированию. Тут уже стоит говорить о разных вариантах восстановления систем.
Я в свое время проводила анализ ситуации в Киргизии, так вот, получается, что там кризисы помогли им обрести устойчивость. Таким образом, противоречия в капитализме просто необходимы, следовательно, необходима социальная несправедливость как фактор устойчивости. Не хочу сказать, что мы ничего не можем сделать и все так и будет, а так и будет, пока сохраняется неравномерность доходов, а она сохраняется всегда, следовательно, сохраняется и несправедливость — вопрос в том, что наличие социальной несправедливости приводит к кризисным ситуациям. То есть борьба с социальной несправедливостью является необходимым фактором устойчивости рыночной системы. Другими словами, для самовыживания и самосохранения власти и рыночной системы необходима постоянная борьба с социальной несправедливостью», — считает экономист.
Видением того, какие меры должно принять государство для борьбы с социальной несправедливостью, поделился директор Института регионального развития Международной академии бизнеса Валихан Тулешов: «Задача у нас состоит в том, чтобы мы в Казахстане заставили работать западную систему, чтобы у нас произошло решение проблем экономического отчуждения человека от собственности, так как у нас сейчас к средствам производства народ не допущен. Это основная проблема, необходимо будет принять несколько законов кардинальных в этом отношении, наверное, закон об укреплении частной собственности, так как пока она у нас не регистрируется в суде, как делается в Европе, у нас суд не является гарантом частного права. Необходима реализация прав и свобод личности, в этом отношении мы должны сказать, что модель демократии в Казахстане должна определяться через модель национальной этики. В Казахстане будет переваривание трендов на основании этики».
Эксперт также считает, что в реализации новых мер можно использовать опыт традиционного, кочевого казахского общества.
«Переход кочевого общества к оседлому, индустриальному, а сейчас уже постиндустриальному в течение XX века кардинально изменил и перевернул наше представление, содержание и способ реализации нравственных и этических отношений в обществе, то есть, если говорить проще, социальная категория в кочевом обществе реализовывалась по-другому. Содержанием ее тела в кочевом обществе были отношения, регулировавшиеся древними этическими кодексами, начиная с кодекса Моде, Чингисхана, «Светлого пути» Касым-хана, «Жеты Жаргы» и так далее. Вплоть до XX века казахи жили в этом кочевом обществе, и все эти кодексы были отраслью кочевого права, которое на тот момент вполне успешно решало вопросы социальной несправедливости, по ее устранению. У казахов была мощная составляющая стыда, это видно из того, что не было тюрем, были великие суды, судьи-бии, которые были глубоко укорененными в своей культуре, в своей этике. И киргизы, и таджики также жили. Весь тюркский мир жил по такой системе», — рассказал Тулешов.
Казахстанское общество для достижения социальной справедливости должно опираться на устойчивый баланс свободы и исполнения законодательных актов, большое значение при этом имеет развитие институтов гражданского общества. Только после того как страна и общество перейдут на современные принципы построения государства, исходя при этом из своей специфики, можно будет говорить о достижении социальной справедливости — к такому выводу пришли эксперты по итогам конференции.
«Радиоточка», 10.12.2013 г.
Галина Бреднева
***
Национальные традиции могут прийти на помощь современному обществу
Вчера в южной столице прошла конференция на тему «Социальная справедливость: зарубежный опыт и центральноазиатское измерение», организованный Центром актуальных исследований «Альтернатива» совместно с Фондом Розы Люксембург. Как показала дискуссия, у восточного общества есть свои традиционные способы достижения социальной «нирваны». Проблема в том, что в условиях глобализации они не всегда эффективно работают.
Проблема носит актуальный характер для Казахстана. Ведь говоря о социальной справедливости, как правило, первое, что приходит на ум, – это уровень неравенства в обществе. Об этом как раз говорил президент страны Нурсултан Назарбаев в апреле этого года на заседании Совета предпринимателей при Президенте РК в Акорде.
«Есть мировой рейтинг – индекс Джини, у нас он пока 6 процентов, опасно, когда он к 10 процентам приближается, это плохо», – отметил тогда Глава государства.
Стоит отметить, что эксперты не столь категорично оценивали такое явление, как социальная несправедливость. Рассматривая ее с научной точки зрения, они говорили о том, что в мире нет общества социальной справедливости – это идеал, в лучшем случае эталон развития. Но это не значит, что от достижения состояния социальной «нирваны» следует отказываться. Как раз движение в этом направлении и дает импульс развитию социально-политической и экономической сферы.
По мнению экспертов, как раз общественные процессы способствовали появлению разных способов достижения социальной справедливости. Революции были яркими, но отнюдь не единственными такими механизмами, а если говорить откровенно – не самыми эффективными. К примеру, директор Института регионального развития Международной академии бизнеса Валихан Толешов обратил внимание на роль традиций, которые поддерживали в обществе социальную справедливость.
«Казахи жили в этом кочевом обществе вплоть до ХХ века. И эти кодексы (нормы поведения. – Авт.) были кодексами обычного права, которые вполне успешно для кочевого общества решали задачи по реализации социальной справедливости», – отметил эксперт.
Но для такого общества, говорит Тулешов, характерна «культура стыда», которая и сегодня выступает «основным элементом реализации нравственных отношений». Но это было больше характерно для кочевого общества казахов. В то время как советский период не прошел бесследно для жителей степи, утратилась не только связь человека с миром, но и те ценности, которые лежали в ее основе, – ответственность перед окружающими. В связи с этим эксперт призывает к возрождению духовно-нравственных ценностей.
«Модель демократии в Казахстане, – говорит Тулешов, – должна быть определена через модель национальной этики».
Как отметил спикер, сегодня нередко встретишь картину, когда молодые люди не уступают пожилым людям дорогу, место. Словом, можно наблюдать кризис ценностей восточного общества. В связи с чем нравственный механизм установления социальной справедливости не работает. Кстати, в начале 90-х годов, когда наша страна приобрела независимость, многие эксперты говорили о возрождении трайбализма. Но как сегодня видно, этого не произошло, общество придерживается светских канонов и подвержено модернизации.
С другой стороны, яркий пример действия традиций сегодня показывает соседний Кыргызстан. В стране действительно часто можно наблюдать толпы людей, которые перекрывают дороги, захватывают административные здания с призывами восстановления социальной справедливости. Насколько механизм традиций эффективен в данном случае?
Вряд ли можно дать однозначный ответ. Во-первых, в Кыргызстане прошли две революции, что опять-таки указывает на проблемы в социальной сфере. Во-вторых, сам механизм традиций способствует быстрой мобилизации земляков, родственников с тем, чтобы добиться справедливости. Увы, такое положение не укрепляло стабильность и даже провоцировало острый кризис, т.к. люди добивались «правды» неправовым способом, оказывая давление на власти.
В итоге можно сказать, что уровень социального неравенства в Кыргызстане не так сильно бросается в глаза, как это видно по крупным казахстанским городам. Но с другой стороны, получается, что все равны в низком уровне жизни.
А вот в Узбекистане, по мнению директора Центра социальных исследований Якова Асминкина, традиционные институты действительно показали неплохой эффект в вопросе поддержания социальной справедливости.
«У нас есть система, основанная на традиционных вещах. Есть махалинская система, когда страна поделена на 12 тысяч махаллей (общин. – Авт.), которые на базе сообщества сами определяют нуждающихся людей и назначают им государственное пособие по обеспеченности детей и т.д. Система очень эффективна в плане того, что у нее очень низки ошибки включений и исключений (выбора нуждающихся людей. – Авт.). Она действительно работает», – отмечает эксперт.
Словом, традиционный фактор в странах Центральной Азии работает по-своему. В одних случаях имеет смысл возродить полезные духовные ценности прошлого, в других мы видим, что традиционные механизмы могут дестабилизировать ситуацию в стране или ее отдельном регионе, а в третьем народные традиции хорошо дополняют господдержку. Но как инструмент восстановления социальной справедливости хотя бы уважительное отношение к людям старшего поколения в восточном обществе следует прививать.
В целом, как отмечали эксперты, социальная справедливость – тонкая материя, но она способна оказывать влияние на разные сферы жизни общества: экономику, политику и т.д. Но что не менее важно для нас, поддержание социальной справедливости может стать более эффективной профилактикой терроризма, экстремизма и радикализма.
«Литер», 11.12.2013 г.
Марат Мамаев