Важность темы молодежи и ее взаимоотношений с обществом и государством безусловна. По мнению авторов книги «Коктейль Молотова. Анатомия казахстанской молодежи», изданной в 2014 году под эгидой Альянса аналитических организаций, «Молодых людей часто сравнивали с «Tabula rasa» (лат. «чистая доска»). Поэтому их дальнейшая социальная роль будет зависеть от того, кто первый нанесет свои письмена на эту чистую доску, формальные или неформальные структуры, лояльные или радикальные к власти организации, государственная идеология или антисистемное влияние».
Данный вывод актуален практически для всех стран мира, независимо от уровня их развития и политического строя. В связи с этим соответствующие государства проводят свою молодежную политику, различаемую главным образом в подходах и механизмах. В частности, в европейских странах данная политика строится на признании положения и основных потребностей молодых граждан и их активном участии в ее реализации в разных формах, включая всевозможные институты самоуправления. В постсоветских же странах, где государство в силу ряда объективных и субъективных факторов играет доминирующую роль, акцент так или иначе сделан на его собственные интересы с точки зрения регулирования процессов в молодежной среде.
Свою молодежную политику проводит и Казахстан, понимая под ней систему социально-экономических, организационных и правовых мер, осуществляемых государством и направленных на поддержку и развитие молодежи. Очевидно, что она имеет свои положительные и отрицательные стороны. К первым из них следует отнести:
1. Наличие концептуальных основ государственной молодежной политики (ГМП), отражающих видение молодежной среды республики, основных проблем молодежи и путей их решения, а также принципы, направления и механизмы осуществления данной политики. В этом плане в стране действует Концепция государственной молодежной политики Республики Казахстан до 2020 года «Казахстан 2020: путь в будущее», утвержденная правительством 27 февраля 2013 года.
2. Наличие правовых основ ГМП, включая, прежде всего, принятый 9 февраля 2015 года закон «О государственной молодежной политике». Следует отметить, что процесс рассмотрения и принятия данного закона занял продолжительное время и вызвал серьезные дискуссии.
3. Наличие серьезной институциональной основы ГМП в лице:
а) центральных и местных исполнительных органов, ответственных за различные направления молодежной политики;
б) консультативно-совещательных органов на центральном (Совет по молодежной политике при Президенте РК) и местном (Советы по делам молодежи) уровнях;
в) молодежных ресурсных центров на местах. Правда, данные структуры еще только-только начинают развиваться.
4. Вовлечение молодежных организаций в процесс реализации ГМП на разных уровнях.
5. Научное обеспечение реализации ГМП, прежде всего, через научно-исследовательский центр «Молодежь»
6. Введение практики разработки и представления ежегодного национального доклада «Молодежь Казахстана». В 2013 и 2014 гг. данную работу осуществлял НИЦ «Молодежь». В текущем же году подготовкой данного доклада занимается Институт государства и права Казахского национального университета им. аль-Фараби.
Что касается отрицательных сторон государственной молодежной политики в Казахстане, то таковыми следует считать:
1. Преобладание патерналистского подхода. Условно его можно обозначить так: «Государство для молодежи, а не молодежь – для общества и государства».
2. Преобладание мобилизационной составляющей в отношениях между государством и молодежью. Особенно это проявляется в привлечении представителей учащейся молодежи к участию во всевозможных официальных мероприятиях. Соответственно такой принцип, как добровольность, здесь ограничивается.
3. Преобладание идеолого-пропагандистской составляющей над практической (социально и экономически ориентированной).
4. Низкий уровень участия молодежи в государственных и отраслевых программах вследствие недостаточного информирования о них
5. Отсутствие четких механизмов развития системы доступного жилья для молодых семей. Хотя в законе «О государственной молодежной политике» это относится к основным направлениям ГМП, конкретные органы и должностные лица, ответственные за его реализацию, не определены.
6. Отсутствие четкой координации работы государственных органов, ответственных за различные направления ГМП
7. Ориентация соответствующих госорганов на максимально аффилированные с ними молодежные организации.
8 Недостаточное представительство молодых граждан в Советах по делам молодежи при акиматах областей, районов и городов.
9. Недостаточное освещение работы Советов по делам молодежи в СМИ
10. Низкая продуктивность государственного социального заказа в рамках реализации ГМП в связи с:
а) общим несовершенством процедур предоставления и реализации госсоцзаказа (ориентация на ценовые предложения поставщиков, небольшие сроки для реализации этого заказа и т.д.);
б) ориентацией госсоцзаказа на достижение целей преимущественно пропагандистского или исследовательского характера;
в) отсутствием серьезных практических последствий от выполнения госсоцзаказа для самих молодежных организаций и их социальной аудитории.
Отдельно следует отметить ведущие молодежные организации Казахстана, которые занимают лояльную позицию к официальному политическому курсу и тесно взаимодействуют с различными госорганами. Это, в частности, Конгресс молодежи Казахстана, Альянс студентов Казахстана, Союз рабочей молодежи, Союз сельской молодежи Казахстана, Молодежный парламент Казахстана, Ассоциация молодых депутатов Казахстана, «Жас Ұлан», «Жас Қыран» и т.д. Всего, по данным Министерства образования и науки РК на 2014 год, в республике действует 1081 молодежных организаций.
Вместе с тем считать большинство из отмеченных выше организаций полноценной опорой государства в процессе реализации молодежной политики не стоит в силу следующих причин.
Во-первых, отсутствие у многих из них возможностей и ресурсов для осуществления своей деятельности на постоянной и устойчивой основе. Данное обстоятельство стало ключевой причиной фактического ухода в разное время из общественно-политической жизни Казахстана некогда активно действующих и находящихся в поле зрения широкой общественности и элиты молодежных объединений.
Во-вторых, аффилированность большинства молодежных организаций с государством, что заметно снижает уровень их самостоятельности. В-третьих, смещение ими акцентов в своей деятельности на получение и выполнение государственного социального заказа. И, в-четвертых, крайне слабое проведение либо полное отсутствие информационной работы данных организаций, включая отсутствие веб-сайтов у многих из них.
Показательными в этой связи являются следующие выводы НИЦ «Молодежь», отраженные в национальном докладе «Молодежь Казахстана-2014»: «Молодые респонденты отразили низкую степень участия молодежи в деятельности крупных молодежных организаций. Основными проблемами функционирования молодежных объединений остаются низкая активность, надежда на государственный социальный заказ, отсутствие адресности в работе и, как следствие этого, малоэффективность их деятельности по представительству и защите интересов молодежи».
Очень часто среди широкой общественности и самих молодых граждан Казахстана идут обсуждения относительно необходимости проведения государственной молодежной политики в целом. Так, по мнению генерального директора ОФ «Молодежная информационная служба Казахстана» Ирины Медниковой», «На самом деле, наша страна еще слишком молода для того, чтобы четко отвечать на такие вопросы и иметь четкие документы. Потому что на одной из конференций ООН, когда было заявлено о том, что все страны должны иметь молодежную политику, ее разработали и приняли всего 50 процентов стран в мире. Еще 20 процентов в процессе, а еще 20 – вообще не имеют никакой молодежной политики. И у нас стоит вопрос – нужно ли выделять молодежь в отдельную категорию граждан, и нужен ли отдельный закон. И никто не знает однозначного ответа» (см. http://radiotochka.kz/3069-irina-mednikova-generalnyy-direktor-obschestvennogo-fonda-molodezhnaya-informacionnaya-sluzhba-kazahstana-v-kazahstane-net-issledovaniy-po-molodezhnoy-politike.html).
Аналогичные вопросы встают и в других постсоветских странах. К примеру, в июне 2009 года в одной из передач российской радиостанции «Эхо Москвы» был задан вопрос: «Кому нужна молодежная политика? Взрослым дядям, или самой молодежи?». По итогам голосования были озвучены следующие данные: «9% радиослушателей «Эхо Москвы» считают, что молодежная политика нужна молодежи. В то же время 91% радиослушателей считают, что молодежная политика нужна взрослым дядям, которые вот этой молодежью манипулируют» (см. http://echo.msk.ru/programs/figure/596319-echo/).
Вместе с тем, учитывая общеизвестные основные социально-психологические характеристики молодежи, ее непредсказуемое поведение в различных ситуациях, включая политические, и незавершенность, по большому счету, процесса государственного строительства в Казахстане, молодежную политику нашему государству осуществлять следует. Но не в таком виде, как сейчас, а при серьезном улучшении ее ключевых подходов и механизмов реализации. Представляется, что в данном направлении целесообразно:
· Недопущение излишней опеки, влекущей за собой иждивенчество.
· Создание условий и стимулов для самостоятельного решения молодежью своих собственных проблем.
· Отдача государством приоритетов таким наиболее значимым для молодежи направлениям, как развитие системы доступного жилья, особенно для молодых семей, обеспечение доступного и качественного образования, создание условий для трудоустройства молодых граждан, поддержка наиболее социально уязвимых категорий молодежи.
· Поощрение и расширение возможностей для участия представителей молодежи в управлении делами общества и государства.
· Содействие развитию конструктивного взаимодействия и партнерства между молодежью и другими социальными группами.
· Повышение уровня информационного обеспечения ГМП на всех уровнях с акцентом на информирование именно молодежи.
· Содействие развитию институтов молодежного самоуправления в учреждениях образования, предприятиях и организациях.
· Увеличение числа представителей молодежи в Советах по делам молодежи всех уровней.
· Наделение Советов по делам молодежи правами и полномочиями по осуществлению мониторинга (контроля) за реализацией разработанных ими рекомендаций и предложений.
· Ориентация государственного социального заказа в рамках ГМП на поддержку социально значимых проектов и инициатив молодежных организаций.
В целом, государственная молодежная политика способна стать эффективной только тогда, когда она, прежде всего, будет проводиться для и при активном участии самой молодежи, а государство будет играть здесь не направляющую, а партнерскую роль.
«ИАЦ МГУ», 28.09.2015 г.
Андрей Чеботарёв
Фото: http://univerlife.kz