Ожидание парламентских выборов в Казахстане обычно проходит интереснее, чем сами выборы. В этот период можно хотя бы надеяться на появление каких-то политических интриг. Помнится, как многие эксперты отказывались комментировать последнюю избирательную кампанию 2016 года, настолько она была вялой и предсказуемой. Зато отдельные из них уже тогда предрекали на следующих выборах массу сюрпризов. Впрочем, ждать осталось недолго. По некоторым прогнозам, выборы в Мажилис пройдут не в 2021 году (согласно Конституции), а несколько раньше – возможно, даже в 2019. Как бы то ни было, мы решили забежать немного вперед, и выяснить у политологов, что, во-первых, может послужить поводом для досрочных парламентских выборов? Во-вторых, какие «сюрпризы» готовит нам предстоящая предвыборная гонка? И, в-третьих, что должно измениться в стране, чтобы выборы стали по-настоящему открытыми, конкурентными и привлекали внимание избирателей?
Андрей Чеботарёв, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива»:
1. Поводом для возможного проведения парламентских выборов в досрочном порядке вполне может стать внесение в июне этого года поправок в конституционный закон о выборах. Речь идет об изменении системы выборов депутатов маслихатов страны с мажоритарной на пропорциональную. В связи с этим не исключено, что в скором времени будет поставлен вопрос о роспуске действующих маслихатов и проведении досрочных выборов депутатов следующего созыва на основании приведения их в соответствие с обновленным выборным законодательством. Поскольку же с 1999 года в Казахстане местные выборы проводятся одновременно с парламентскими (исключение было сделано только в 2003 году), то вполне вероятно, что обновлять будут депутатский состав не только маслихатов, но и Мажилиса Парламента.
Гораздо интереснее основная причина такого вероятного действия. Очевидно, что принятие закона о Совете безопасности РК запустило процесс подготовки к транзиту президентской власти. Одним же из ключевых условий успешного осуществления данного процесса представляется серьезное изменение расклада сил внутри правящей элиты. В том числе это может быть достигнуто посредством выстраивания новой конструкции представительства партий и интересов аффилированных с ними групп влияния и отдельных высокопоставленных персон в парламенте и маслихатах. В любом случае, если транзит власти начнется в 2020 году в рамках проведения очередных президентских выборов с выдвижением кандидатуры кого-либо из потенциальных преемников Нурсултана Назарбаева, то для Акорды будет выгодно иметь к этому времени качественно обновленную в партийном и персональном отношении систему представительных органов власти.
2. Возможный интерес к будущим выборам может придать усиление соперничества внутри правящей элиты. При неустойчивых «правилах игры» и смутных гарантиях как сейчас, так и особенно на будущее многие хотят укрепиться для сохранения своих статус-кво, ресурсов и влияния в обозримой перспективе. Поэтому ведущие группы влияния заинтересованы получить под свой «патронаж» некоторые из действующих партий либо создать новые и обеспечить как можно большее их присутствие в парламенте и маслихатах. Скорее всего, кулуарное лоббирование данных вопросов перед руководством страны уже активно идет. «Нур Отан», конечно, по-прежнему будет вне конкуренции. Но остальным партиям могут позволить в определенной степени «посоревноваться» друг с другом, в том числе для привлечения потенциальных избирателей.
Причем предвыборная конкуренция может наиболее активно проходить в регионах. В тех областях, чьи акимы являются уроженцами других регионов, они через возглавляемые ими филиалы «Нур Отана» будут продвигать в представительные органы преимущественно своих людей. В таком случае не исключено, что с этой же целью представители соответствующих региональных элит будут вступать в «Ак жол», «Ауыл» и другие партии. В общем, на будущих выборах следует ожидать серьезного столкновения интересов «своих» и «чужих» на разных элитных уровнях. При таком же раскладе Акорде придется постараться, чтобы обеспечить внутриэлитный консенсус.
Возможно, произойдут определенные изменения и в среде политических партий, включая позиционирование, лозунги, руководящий состав и т.д. Что касается вероятности появления новых партий, то, по крайней мере, на сегодняшний день заявлены инициативы по созданию партии «Алаш» и движения «Жаңа Қазақстан» с вероятным намерением впоследствии преобразоваться в партию. Однако воплощение этих инициатив в жизнь во многом будет зависеть от того, чем и насколько они могут быть интересны действующей власти.
3. С привлечением же избирателей к участию в будущих выборах все достаточно сложно. С изменением системы выдвижения кандидатов в президенты страны (в июне 2017 года – прим. ред.) и выборности депутатов маслихатов казахстанцы в своем большинстве фактически утратили возможность баллотироваться в государственные органы в порядке самовыдвижения и, следовательно, свое конституционное право быть избранными. Естественно, что равнодушное отношение у граждан к выборам и нежелание участвовать в них вырастут. Да и действующие партии вряд ли могут похвастаться заметным увеличением количества своих потенциальных сторонников и избирателей.
В этих условиях власти традиционно будут использовать «административную» мобилизацию электората, делая ставку на госслужащих, бюджетников, работников квазигосударственных структур, студентов и т.д. Конечно, у той или иной партии найдутся идейные сторонники, которые принципиально пойдут и проголосуют за нее. Но сколько их реально, мы вряд ли узнаем.
На мой взгляд, для пробуждения у избирателей интереса для участия в любых выборах необходимо кардинальное реформирование не только избирательной, но и всей политической системы Казахстана.
Во-первых, граждане должны не просто обеспечивать электоральную статистику, но и получать определенную отдачу со стороны тех, за кого они отдали свои голоса. В свою очередь, депутаты представительных органов власти всех уровней должны иметь реальные полномочия по линии правотворчества и контроля за деятельностью исполнительных органов, чтобы претворять свои предвыборные обещания в жизнь.
Во-вторых, все ограничения избирательных прав граждан, которые не предусмотрены Конституцией РК, необходимо отменить.
В-третьих, следует сделать избирательные комиссии реально независимыми структурами и повысить уровень прозрачности их работы.
В-четвертых, минимизировать участие органов исполнительной власти в избирательном процессе до уровня организационно-технического содействия избиркомам в тех или иных вопросах.
В-пятых, создать атмосферу реальной политической конкуренции, для чего следует реформировать еще и партийную систему, дать гражданам возможность создавать любые, не запрещенные Основным законом партии и обеспечить правовые гарантии для деятельности политической оппозиции. В общем, требуется целый комплекс соответствующих мер.
«Central Asia Monitor», 5.10.2018 г.
Сауле Исабаева
Фото: https://regnum.ru