Редакция портала «Каспийский вестник» продолжает опрашивать представителей экспертного сообщества прикаспийских стран по вопросу о выходе США из договора по иранской ядерной программе и возможном влиянии этого шага на ситуацию на Каспии. В очередном материале нашей редакции мы публикуем оценку ситуации на Каспии казахстанского эксперта, руководителя Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрея Чеботарёва.
Собеседник редакции, прежде всего, отметил, что решение Дональда Трампа создало напряженность на глобальном уровне международных отношений, учитывая участие в урегулировании ситуации вокруг иранской ядерной программы всех стран – членов Совета Безопасности ООН и Германию. В том числе это может привести к серьезным разногласиям между США и Евросоюзом.
Определенное влияние решение американского президента окажет и на ситуацию в Каспийском регионе. Одним из наиболее серьёзных последствий, по мнению Андрея Чеботарёва, может стать активизация военной деятельности Ирана по линии боевой подготовки армии, разработки и испытания новых видов вооружений и т.п. Такая милитаризация может, в частности, охватить иранскую часть Каспийского моря и приграничные территории с Азербайджаном и Туркменистаном. В свою очередь, США могут пойти на различные ответные меры в отношении Ирана со стороны Афганистана, Ирака и Персидского залива.
В общем, если политико-экономическое противостояние Вашингтона и Тегерана будет дополнено силовыми методами и средствами, то это может вызвать определенную реакцию у остальных прикаспийских стран и подстегнуть гонку вооружений в регионе. Возникает также риск, что в условиях соответствующей напряженности может быть сорвано проведение в этом году пятого саммита прикаспийских государств и долгожданное подписание по его итогам Конвенции о правовом статусе Каспийского моря.
Характеризуя экономические последствия шага Дональда Трампа, казахстанский эксперт выразил опасения, что те позитивные изменения в Каспийском регионе, которые наметились после снятия ряда санкций с Ирана в 2016 году, могут существенно затормозиться. В частности, под угрозу поставлены инвестиционные и иные проекты европейских и иных иностранных компаний в этой стране, которые уже осуществляются или планируются к реализации после заключения «ядерной сделки». Опасаясь попасть под американские санкции, данные компании могут снизить интенсивность экономических контактов с Ираном.
Что же касается казахстанско-иранских взаимоотношений, то Андрей Чеботарёв считает, что серьезных корректив рассматриваемая ситуация в отношения Астаны и Тегерана не внесет. Следует вспомнить, что в разгар западных санкций был успешно реализован важный траснпортно-логистический проект – строительство железнодорожной магистрали Казахстан-Туркменистан-Иран. Казахстан также не прекращал и продолжает поставки Ирану своего зерна. Наконец, значимым событием станет запланированное подписание 17 мая в рамках Астанинского экономического форума соглашения о создании зоны свободной торговли между Ираном и ЕАЭС. Единственно, что пока нет ясности относительно возобновления своповых поставок нефти между ИРИ и РК. Но в целом взаимоотношения двух стран развиваются стабильно и способны выйти на новый уровень.
«Casp-Geo», 16.05.2018 г.
Фото: http://www.interfax.ru