Аграрная партия-2: быть или не быть?

Дата

Аграрная партия-2: быть или не быть?

 

На фоне продолжительного затишья в политической жизни Казахстана ряд СМИ с энтузиазмом откликнулись на озвученное в середине января председателем Союза фермеров Казахстана Ауэзханом Дариновым заявление о возможном создании фермерами своей аграрной партии. Причем впервые данный вопрос обсуждался в СФК два года назад. Сейчас же для его решения, по словам Даринова, время пришло. Осталось только заручиться поддержкой у большинства членов союза. В любом случае, в феврале на республиканском совещании СФК тема создания аграрной партии будет рассмотрена более основательно.

Судя по всему, интерес к перспективам образования отмеченной партии во многом обусловлен приближением Казахстана к новому электоральному циклу. Как известно, в 2016 году должны быть проведены очередные президентские, а в 2017 году – парламентские выборы. Уже сам по себе этот фактор способствует определенному оживлению в партийно-политической среде республики, включая и вероятное появление новых партий. Так что рассматриваемое намерение казахстанских фермеров вполне укладывается в данный тренд.

Следует отметить, что в 1999-2006 гг. в стране уже действовала Аграрная партия Казахстана, присоединившаяся затем к партии «Нур Отан». Кроме того, в 2000 году была создана и продолжает действовать Казахстанская социал-демократическая партия «Ауыл». Вместе с тем ядро первой из них составляли собственники и директорат крупных предприятий агропромышленного комплекса. А в КСДП «Ауыл» тон задают представители сельскохозяйственных наук. К тому же эта партия давно не ведет активной, видной для широкой общественности и освещаемой в масс-медиа деятельности.

Так что политическое представительство интересов большей части жителей сельских населенных пунктов и работников аграрного сектора казахстанской экономики представляется довольно сомнительным. При том что, согласно официальным статданным, количество сельчан в настоящее время составляет около 7,8 млн. человек, или 44,7% всего населения страны. В сельском хозяйстве же страны заняты около 2 млн. человек.

При всем этом шансы Союза фермеров Казахстана для создания под своей эгидой аграрной партии оценить однозначно трудно. С одной стороны, начав свою деятельность в 2003 году, на текущий момент он представляет  серьезную организацию республиканского уровня, работающую на системной основе и имеющую свои филиалы и представительства в большинстве регионов страны. Особенно важно, что СФК работает  непосредственно в крестьянской среде и, благодаря этому, имеет здесь определенный авторитет. В связи с этим он располагает хорошими возможностями для мобилизации необходимого количества потенциальных сторонников.

С другой стороны, союз объединяет представителей более 6 тыс. крестьянских и фермерских хозяйств. Тогда как, по информации того же Даринова, всего в сельской местности Казахстана действуют 173 соответствующих хозяйств. Таким образом, активу СФК нужно будет провести серьезную работу для привлечения в процесс партийного строительства хотя бы половину неприсоединившихся к нему фермеров. При этом не факт, что основная масса тружеников села заинтересована в создании и деятельности выступающей от их имени партии. Об этом, в частности, свидетельствует опыт той же партии «Ауыл». Так, заявляя в период участия в последних парламентских выборах о наличии в своих рядах около 200 тыс. казахстанцев, она в то же время получила по их итогам всего лишь 82623 голосов.    

В этих условиях намерение Союза фермеров Казахстана может стать реальностью только в том случае, если создание новой аграрной партии будет одобрено руководством страны. Представляется, что одной лояльности СФК к официальному политическому курсу для этого недостаточно. Совсем другое дело, если действующая власть захочет сделать ставку на эту партию для продвижения своих целей и интересов в сельской местности. Особенно такая востребованность «аграриев» будет иметь место в период президентских выборов, когда властям предстоит призывать сельское население к очередной поддержке кандидатуры главы государства. В свою очередь, в зависимости от того, насколько эта партия справится с соответствующей задачей, она сможет рассчитывать на ответное признание либо полное безучастие властей на будущих парламентских выборах.  

Таким образом, пересечение интересов действующей власти и фермерского актива вполне может дать старт процессу создания аграрной партии в самое ближайшее время. В любом случае, ее появление способно в определенной степени оживить политическую жизнь Казахстана. Особенно если начнется активная конкурентная борьба между «аграриями» и «аулчанами» при традиционном «арбитраже» «Акорды».

«ИАЦ МГУ», 27.01.2015 г.

Андрей Чеботарёв 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Поделиться

Подписаться

spot_img

Популярное

Интересное
Похожее

Внешняя политика Республики Казахстан: вчера и сегодня

В номере III журнала «Россия и новые государства Евразии»,...

Спикер Мажилиса Парламента встретился с членами Общественной палаты Жаксыбеком Кулекеевым и Андреем Чеботарёвым

Председатель Мажилиса Парламента Ерлан Кошанов обсудил актуальные вопросы законотворческой...

Реформирование системы местного самоуправления в Казахстане назрело

Резонансное убийство несовершеннолетнего Шерзата Болата, совершенное 4 октября т.г.,...

Казахстан-2025: на пути к новым преобразованиям

В своем выступлении на первом Форуме работников сельского хозяйства,...