Специфика Каспийского региона давно вывела его за рамки взаимоотношений пяти прибрежных государств и превратила в стратегически важный объект международной политики и экономики, на котором фокусируется внимание ведущих стран мира. Геополитическое положение, большие запасы углеводородного сырья и богатое биоразнообразие Каспия делают регион одновременно зоной разностороннего сотрудничества и соперничества.
Региональное взаимодействие. Одним из ключевых факторов, обуславливающих развитие ситуации в регионе, остается нерешенность вопроса определения правового статуса Каспийского моря. Особые ожидания в связи с этим возлагаются на предстоящий VI саммит прикаспийских государств, который запланировано провести в сентябре этого года в Астрахани.
Так, 9 июля в ходе встречи с журналистами вице-министра иностранных дел Азербайджана Халаф Халафов заявил о том, что процесс в рамках согласования рассматриваемого вопроса динамично развивается. При этом для достижения окончательных результатов перед саммитом будут проведены, скорее всего, две рабочие встречи с участием заместителей министров иностранных дел стран пятерки. По крайней мере, одна из них состоится в конце августа в Москве. Целью этих встреч станет согласование отражающего решение многих принципиальных вопросов итогового документа, который предстоит принять на саммите.
Впрочем, каких-либо серьезных поводов для полного оптимизма в данном случае тоже недостаточно. Как показали результаты прошедшего еще в июне этого года в Тегеране 37-го заседания Специальной рабочей группы (СРГ) по разработке Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, далеко не по всем подготовленным 100 статьям документа все стороны пришли к согласию. По словам вице-министра иностранных дел Ирана Ибрагима Рахимпура, среди несогласованных вопросов отмечены принципы разделения поверхности и дна моря, определения территориальных вод и рыболовства.
Как видим, камнем преткновения остаются самые сложные для достижения консенсуса вопросы, связанные с разделом дна и акватории Каспия между прибрежными странами. При этом наибольшую неуступчивость проявляет Иран, настаивая на предоставлении каждому государству по 20% соответствующей территории моря. В этих условиях минимизировать эффект всевозможных разногласий может позволить расширение взаимодействия прикаспийских стран как на многосторонней, так и двусторонней основе по различным взаимно интересующим вопросам (продолжение материала читайте на сайте Информационно-аналитического центра «Caspian bridge»: http://www.caspiania.org/2014/08/07/osnovnye-sobytiya-i-trendy-v-kaspijskom-regione-v-iyule-2014-goda/ — прим. ЦАИ «Альтернатива»)
«Caspian bridge», 7.08.2014 г.
Андрей Чеботарёв