Как известно, депутаты Парламента РК обратились к главе государства Нурсултану Абишевичу Назарбаеву с просьбой распустить Мажилис. О том, с чем это связано и как отразится на жизни страны, с Zakon.kz поделился директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарёв.
— Андрей Евгеньевич, скажите, с чем связана инициатива по роспуску Мажилиса Парламента?
— В течение последних нескольких лет политические процессы в Казахстане обусловлены, на мой взгляд, следующими двумя ключевыми моментами. Это, во-первых, выстраивание новой конфигурации правящей элиты с ориентацией, скорее всего, на будущий процесс транзита (перехода) президентской власти и дальнейшее развитие страны в последующий период. Во-вторых, стремление главы государства усилить свой персональный контроль за руководимой им системой власти и любыми движениями внутри элиты, включая создание новых инструментов этого контроля.
С учетом именно двух этих моментов периодически происходят всевозможные организационные и кадровые изменения в госаппарате и квазигосударственном секторе, перераспределение экономических, финансовых и медийных активов между разными группами и персонами, мягкие (увольнения с должности, дипломатические «ссылки») и жесткие (уголовные преследования) «чистки» внутри элиты, переформатирование партийного поля и т.д. Естественно, что эти процессы коснулись и депутатского корпуса представительных органов власти всех уровней, в связи с чем и поставлен вопрос о необходимости его обновления. Состав нового созыва Мажилиса, в частности, должен будет соответствовать формируемому раскладу сил в правящей элите.
— А насколько повлиял кризис?
— Влияние внешних факторов, включая кризисные процессы в мировой экономике, в данном случае тоже имеет место. Но меньшее, чем это было в прошлом году при проведении досрочных президентских выборов. Сейчас в большей степени свою роль все-таки играют отмеченные выше внутриполитические моменты. Не исключено также, что уже в этом году будет поставлен вопрос о проведении конституционной реформы по перераспределению полномочий от президента в пользу парламента и правительства. Понятно, что соответствующие поправки вступят в силу только в отношении следующего президента Казахстана, но внести их можно и заранее. В связи с этим на будущих парламентариев может быть возложена задача по принятию изменений и дополнений в Основной закон страны.
Вместе с тем в нынешний созыв Мажилиса попало немало случайных людей, чья деятельность была незаметной. Они вполне справились с техническим одобрением за сравнительно короткий срок направленных им из правительства большого количества законопроектов в рамках реализации Плана нации. С таким же эффектом мажилисмены смогли бы принять и необходимые поправки в Конституцию РК. Однако с точки зрения будущего транзита власти и дальнейшего развития страны этого крайне мало. Парламентарии должны будут еще принять и далее осуществлять те полномочия, которые они получат в рамках данной конституционной реформы. По сути дела речь пойдет о реальном разделении парламентом ответственности с президентом и правительством за управление страной. Действующие же парламентарии в своем большинстве на это неспособны. Поэтому на место многих из них придут новые люди, которые, по мнению руководства страны, способны оправдать возложенные на них ожидания.
Правда, критическая ситуация в экономике страны, что наиболее всего демонстрирует практически неконтролируемый рост доллара по отношению к тенге, и ее негативное отражение на социальном самочувствии казахстанцев предстоящему электоральному процессу явно не благоприятствуют. Но, с другой стороны, неизвестно, как данная ситуация будет выглядеть к осени этого года, когда наступит конституционный срок для объявления парламентских выборов в очередном порядке. Так что власти стремятся сыграть здесь на опережение, невзирая на текущие трудности. К тому же против пяти провластных партий борьбу будет вести одна оппозиционная без серьезной поддержки со стороны других оппонентов. Это позволит провести досрочные парламентские выборы в максимально стабильном и управляемом русле.
— Насколько новые выборы в парламент отразятся на политической жизни страны?
— По крайней мере, сами выборы внесут определенное оживление в политическую жизнь Казахстана. Особенно они важны для действующих партий, чтобы «держать их в тонусе» и стимулировать их взаимодействие с населением. К тому же созданная в 2013 году партия «Бiрлiк» будет дебютировать на выборах, а партия «Ауыл» примет в них участие в своем новом качестве. Да и оппоненты власти, которые вообще не будут участвовать в выборах, тоже могут так или иначе проявить себя. К примеру, выступать на разных площадках со своими оценками хода и результатов избирательного процесса и поднимать различные актуальные темы.
Другим важным моментом станет одновременное проведение выборов в областные, районные и городские маслихаты. Здесь уже смогут проявить себя независимые кандидаты, не состоящие ни в каких партиях. Хотя все давно уже знают и видят административные ограничения в нашем избирательном процессе, тем не менее, число желающих попасть в депутаты маслихатов практически не уменьшается.
В целом же, все эти выборы и особенно парламентские будут важны не столько сами по себе, сколько в качестве подготовительного этапа к возможным решениям и изменениям в стране в поствыборный период.
— Какие партии имеют шансы на проход в новый созыв Мажилиса Парламента?
— Вне конкуренции по известным причинам здесь находится партия «Нур Отан». В то же время ей, видимо, придется в этот раз еще больше поделиться депутатскими мандатами с другими партиями, чем по итогам прошлых выборов. Ведь если речь идет о выстраивании качественно нового внутриэлитного баланса, в рамках которого каждая из ведущих групп влияния получит свое представительство в законодательном органе. В связи с этим сравнительно хорошими шансами сохранить свое присутствие в Мажилисе располагает партия «Ак жол», имеющая к тому же богатую историю, большой опыт участия в разных выборах и довольно активно, хотя и однобоко (акцент на частный бизнес), проявившая себя в процессе парламентской работы.
Далее можно отметить партию «Ауыл», которая, кстати, через своего председателя Али Бектаева уже представлена в Сенате Парламента. Прежде эта партия всегда проигрывала парламентские выборы. Однако в этот раз ее не зря усилили посредством объединения с Партией патриотов и смены руководящего состава. А вот с перспективами партии «Бiрлiк» ситуация выглядит неоднозначно. С одной стороны, она весьма близка к властям, что уже открывает ей путь в парламент. Но, с другой стороны, за все время своего существования она практически никак не проявила себя и по сути к выборам не готова. Поэтому даже если она и преодолеет 7%-й порог, то такой результат будет вызывать серьезные сомнения среди избирателей.
Неясным представляется также исход будущих выборов для КНПК и ОСДП. «Народные коммунисты» имеют ряд преимуществ, включая большой опыт участия в президентских и парламентских выборах, а также активную работу в Мажилисе с акцентом на социальную тематику. К тому же с политической арены устранен их главный конкурент в лице Компартии Казахстана. Вместе с тем нет ощущения поддержки этой партии со стороны конкретных групп влияния или отдельных высокопоставленных персон.
— Да, это о КНПК. А если более детально о ОСДП, тем более эта партия один из старейших крупных оппонентов власти?
— Что касается социал-демократов, то им впервые придется участвовать в парламентских выборах без прежних союзников в лице представителей действующей в свое время партии «Настоящий Ак жол» — «Азат» (Булат Абилов, Тулеген Жукеев и др.). Да и особой активности в последнее время эта партия не проявляла. В то же время снижение ОСДП уровня своей оппозиционности и желание властей показать всему миру свою приверженность к демократии могут, наоборот, привести к занятию этой партией позиции парламентского меньшинства. Даже если речь будет идти о единственном депутатском мандате, как это было с партией «Ак жол» в Мажилисе Парламента РК 3-го созыва (2004-2007 гг.).
В целом, все здесь будет зависеть от потенциала и возможностей не самих партий, а групп влияния, чьи интересы они будут представлять в новом созыве Мажилиса. Скорее всего, численность будущих парламентских партий составит не более 4-5. Такой расклад, к примеру, имеет место в соседнем Узбекистане.
«Zakon.kz», 15.01.2016 г.
Адиль Каукенов
Фото: http://alau.kz