Казахстан станет полноправным членом Всемирной торговой организации, регулирующей 98% всей мировой торговли, в декабре текущего года. О плюсах и минусах вступления Казахстана в ВТО, особенностей балансирования интересов в рамках своего одновременного участия в Евразийском экономическом союзе, рассказал на заседании экспертного клуба «Мир Евразии» на тему: «Глубокая интеграция. Как Казахстан, вступив в ВТО, укрепляет позиции ЕАЭС?» известный казахстанский политолог, директор ЦАИ «Альтернатива» Андрей Чеботарёв.
— Самой первой страной из нынешних участников ЕАЭС, кто вступил в ВТО, был Кыргызстан. Кстати, до сих пор некоторые политики и эксперты считают, что именно его вступление в 1998 году в ВТО привело к тому, что не удался первый вариант Таможенного союза, который создавался в 1990-х годах. Потом Армения в 2003 году вступила, а Россия — в 2012 году. У каждой них свой опыт. Армения и Кыргызстан вошли в ВТО, не будучи членами никаких действующих экономических союзов. Россия – являясь членом Таможенного союза, Казахстан – членом ЕАЭС. Так что перед каждой из этих стран, видимо, стоят свои задачи по определенному балансированию в рамках своего одновременного участия в ЕАЭС и ВТО. Вместе с тем им возможно следует объединиться, чтобы координировать усилия и двигаться всем вместе в рамках ВТО.
Правда, есть один критический момент, потому что даже в рамках ЕАЭС странам-участницам не всегда удается договориться и быстро решить между собой время от времени возникающие спорные вопросы. К тому же, участвуя в ЕАЭС, Казахстан и другие в определенной степени вынуждены испытывать на себе последствия «войны санкций» между Западом и Россией. Понятно, что Россия по объективным причинам вынуждена реагировать на западные меры. Но получается, что она в какой-то мере использует не только собственную территорию и экономику, но и пространство ЕАЭС. В результате возникают инциденты с транзитом и реэкспортом различных товаров, в частности, из Европы в Казахстан и наоборот. Хотя, кто знает, не было бы «войны санкций», не имели бы место и данные инциденты.
Если говорить о казахстанском участии в ВТО, то еще до вступления страны выделялись два обсуждаемых момента относительно плюсов и минусов. С минусами традиционно связывают в основном ожидаемое ухудшение состояния сельского хозяйства. Хотя и было озвучено намерение правительства продолжать поддерживать эту отрасль, но нет ясности, как это будет сделано в условиях ВТО. Тем более, что до сих пор Казахстан не смог вывести сельское хозяйство на должный уровень. Что касается плюсов, то есть ожидания относительно прихода на финансовый рынок Казахстана зарубежных банков со сравнительно низкопроцентными и доступными кредитами. Трудно сказать, насколько обоснованы и реалистичны эти ожидания. Не исключено, что наше государство не сразу согласится на такой вариант, так как неизбежно столкнется с сопротивлением банковского лобби.
В любом случае, Казахстану сейчас остается только двигаться с помощью собственных усилий, балансируя между двумя межгосударственными организациями и их требованиями. Хотя нашему руководству или членам трех коллегий в Евразийской экономической комиссии следует предложить создать в рамках той же ЕЭК определенную структуру (например, рабочую группу) для совместной координации участия в ВТО. Еще более важно для Казахстана сейчас активно готовить отечественный бизнес на всех уровнях, как вести себя в рамках ЕАЭС и ВТО, учитывая большое количество вопросов без ответов.
ОФ «Мир Евразии»