Главная 


ЧИТАЕМОЕ



Публикации: Мнения и комментарии


10:44:39 22-09-2011

Вопрос понимания

 

(полная версия интервью директора ЦАИ Альтернатива» Андрея Чеботарева обозревателю газеты «Аргументы и факты Казахстан» Юрию Киринициянову, опубликованного в «АиФ Казахстан» № 38 от 21.09.2011 г.)

Андрей Евгеньевич, только что под эгидой вашего центра состоялся разговор на тему «Актуальные вопросы государственной политики в Казахстане». Открывая мероприятие, один из модераторов, кандидат политических наук Ерлан Саиров сделал эпатирующее заявление. Дескать, казахи ничего не выгадали за 20 лет независимости. Этот пассаж, к сожалению, задал тон всей встрече. Как вы думаете, почему сегодня на авансцену политической и общественной жизни выходят представители казахской интеллигенции, уверенные в том, что им чего-то «недодали»?

- В данном случае представителей именно казахской общественности можно разделить на две группы. Одни искренне переживают за то, что довольно большая часть их сограждан живет в своей стране не лучшим образом. Правда, данные проблемы лежат в социально-экономической плоскости, что особенно наблюдается в сельской местности. И здесь в большей степени нужно пенять государству. Другие же пытаются набрать как можно больше политических очков, делая ставку на откровенно искусственную политизацию вопросов языка, культуры и истории казахского этноса. Им выгодно излишне драматизировать ситуацию и представлять свой народ в качестве некой жертвы. При том, что Казахстан уже 20 лет ни от кого не зависит, а государственный статус казахского языка является бесспорным. Тем самым эти люди недооценивают достижения исторического прошлого и современного развития своего же народа.

В целом, активизация национал-патриотов в Казахстане практически совпала по времени с финансово-экономическим кризисом, в условиях которого обострились многие социально-экономические и этносоциальные проблемы общества, не нашедшие адекватной реакции со стороны ни властей, ни действующих партий. На руку им сыграли также некоторые издержки внешней политики нашей страны, связанные с ее отношениями с Россией и Китаем.

Но в одном с нашими друзьями-казахами нельзя не согласиться. Они правы, когда заявляют, что русские сограждане неохотно учат государственный язык. На ваш взгляд, почему это происходит? Есть ли выход из сложившейся ситуации?

- Тут надо ставить вопрос шире: не о русских, а о русскоязычных гражданах в целом. Включая корейцев, немцев, поляков и т.д. А также и казахов, которые не владеют в полной мере родным языком. Конечно, у каждого из них есть свои индивидуальные причины не учить казахский язык. Но, если смотреть системно, то, во-первых, немало людей занято там, где он откровенно не востребован. А им больше, видимо, и не надо. И дело здесь не столько в этих людях, сколько самой среде. Даже если сейчас полностью перевести работу госаппарата на казахский, то языком бизнеса, сферы услуг и досуга он моментально не станет.

Во-вторых, свое влияние, особенно на молодежь, оказывают глобализация, Интернет, социальные сети и т.п. Многие люди сегодня буквально живут в интернет-пространстве, знакомятся и общаются с другими по всему миру, играют во всевозможные онлайн-игры. Поэтому они отдают здесь предпочтение русскому или английскому языкам.

В-третьих, отдельная и большая тема – обучение казахскому языку в системе образования. По своему опыту могу только сказать, что в советское время в школе данный предмет преподавали на много лучше, чем в некоторых вузах уже в годы независимости.

В-четвертых, сейчас фактически нет полноценной культурной основы, стимулирующей интерес к знанию казахского языка. Например, среди произведений литературы и киноискусства времен независимости очень мало тех, которые могут равняться с созданными в советское время шедеврами. В связи с этим люди предпочитают читать и смотреть российское, западное, арабское и т.д. Соответственно этому выстраивается и мышление.

И это далеко не весь перечень факторов, из-за которых не владеющие государственным языком граждане не учат его. Предложений по изменению этой ситуации тоже немало. Но на первое место надо ставить повсеместное обучение казахскому языку с яслей и детсадов. Самое главное, что языковой вопрос надо решать конкретными практическими делами, а не эмоциями, и при этом нужно понимать, что принцип «все и сразу» здесь не подходит.

По мнению Ольги Алтынбековой, доктора филологических наук, профессора КазНУ им. аль-Фараби, сфера применения казахского языка неуклонно расширяется. Она подтвердила это цифрами. Однако эта положительная динамика не убеждает национал-патриотическую общественность. Попытка диалога между двумя частями казахстанского общества превращается в «выяснение отношений». Какие «правила игры» следует соблюдать, чтобы диалог был более продуктивным?

- Это вопрос больше морально-нравственного и психологического содержания. Самое главное здесь уметь проявлять уважение к высказыванию другими людьми своего мнения, уметь выслушивать своих собеседников, даже если они говорят на другом языке, и никоим образом не переходить на личности. Мне часто приходится участвовать в различных обсуждениях актуальных, в том числе и этноязыковых, вопросов развития Казахстана. Поэтому могу с уверенностью сказать, что, даже при крайне противоположных позициях участников, полноценный и нормальный диалог будет всегда там, где нет всплеска эмоций и негатива

Национализм – будем откровенны – присутствовал и в СССР. Но тогда от него существовали весьма эффективные «прививки» - пионерская организация, комсомол, коммунистическая партия. У сегодняшней молодёжи таких прививок нет. Давайте подумаем, что может быть стать «прививкой от национализма» в новых условиях?

- У нас действует Доктрина национального единства Казахстана. Однако в процессе обеспечения этого единства следует исходить не только из этнического, но и всей палитры социального, политического, культурного и иного многообразия современного казахстанского общества. В первую очередь, надо создавать условия для преодоления социального расслоения и неравенства, улучшения качества жизни граждан независимо от их этнической и иной принадлежности. Тогда будет происходить сужение и проявлениям национализма.

Еще одной из важных системных мер в этом отношении должно стать разработка и принятие Концепции этнонациональной политики Республики Казахстан, определяющей общие подходы, направления и механизмы государственной деятельности в сфере межэтнических отношений. При этом данную политику нужно проводить на основе объективной и сбалансированной оценки ситуации в рассматриваемой сфере. А эта оценка, в свою очередь, должна быть свободна от двух крайностей: однобокости официальной пропаганды и нагнетания мнимых угроз межэтническому согласию.

Парадокс: русский язык не является в Казахстане государственным, ни официальным. Однако Конституция гарантирует: «Наравне с казахским в государственных учреждениях и органах местного самоуправления официально употребляется русский язык». Именно эта, седьмая статья в Конституции подвергается нападкам. На ваш взгляд, пойдут ли власти Казахстана на новую формулировку этой статьи?

- Пока серьезных оснований для этого у руководства страны нет. К тому же нельзя не вспомнить выступление главы государства в апреле этого года на 17-й сессии Ассамблеи народа Казахстана, когда он потребовал от чиновников не допускать определенных «перегибов» в вопросах соблюдения законодательства о языках. Наконец, есть четкая официальная установка о том, что к 2020 году государственным языком должны будут овладеть не менее 95% казахстанцев. С учетом этой установки, с одной стороны, и приверженности главы государства идеи трехъязычия, с другой стороны, менять указанную статью Конституции нет смысла. Тем более, что это автоматически не приведет к повышению уровня распространения казахского языка в стране.

В общем хоре сторонников и противников печально знаменитого «письма 138» не слышно представителей Ассамблеи народа Казахстана. Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы эта организация превратилась в по-настоящему активную и жизнеспособную организацию?

- Должны быть серьезно расширены права и полномочия АНК и ее членов в вопросах формирования и реализации политики в области межэтнических отношений и осуществления контроля за деятельностью соответствующих государственных органов. А в перспективе АНК следует вывести из-под юрисдикции и контроля со стороны исполнительной власти, а также изменить порядок ее формирования на основе самостоятельного избрания ее членов соответствующими национально-культурными организациями.

Один из выступающих на заседании «круглого стола» заявил, что одной из причин массовой эмиграции русских из Казахстана в середине девяностых была жесткая языковая политика руководства страны, которое не согласилось предоставить русскому языку статус второго государственного. Не прогнозирует ли экспертное сообщество новой волны русской эмиграции?

- Эмиграция русских из Казахстана в 1990-х гг. была обусловлена больше социально-экономическими и психологическими факторами. Этноязыковые вопросы же здесь если и играли свою роль, то весьма небольшую. Конечно, эмиграционные настроения среди русских казахстанцев присутствуют и сейчас, но они не носят такого массового характера, как в те годы. Если что-то существенное и сможет повлиять на очередной их исход из республики, то, думаю, только серьезная дестабилизация, сопровождаемая угрозами межэтнических столкновений. Вероятность же таковой не исключена в случае смены верховной власти и обострения соперничества между ведущими группами влияния в правящей элите за эту власть. Однако, это все пока находится на уровне гипотезы, которая не обязательно сможет стать реальностью.

Помимо обеспечения руководством страны относительной стабильности, в том числе в сфере межэтнических отношений, русских граждан также успокаивает движение по нарастающей взаимодействия Казахстана с Россией, особенно в рамках Таможенного союза. Причем в саму Россию стремятся уехать далеко не все здешние русские, в основном из-за отсутствия перспектив в потенциально новом месте жительства.

Кстати, хотя я и сам русский, но чувствую себя в Казахстане очень хорошо. Несмотря на все неоднозначные социально-политические перипетии последнего времени. А в Россию езжу только по работе или в гости к родственникам и друзьям. По большому счету, политика здесь если и играет, то не первостепенную роль. Думаю, что людям любых национальностей нужно уметь мыслить максимально позитивно, иметь собственное достоинство и т.п. Образы жертв и ущемленных здесь абсолютно не нужны. Об этом, к примеру, хорошо пишет в своих многочисленных книгах российский психолог Анатолий Некрасов. Так что социальное самочувствие и самореализация каждого человека зависят в первую очередь непосредственно от него самого. Но это уже тема для отдельного разговора.

ЦАИ «Альтернатива», 22.09.2011 г.

Просмотров: 7523       « Вернуться назад